КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеПАРАД ПРЕЕМНИКОВ. Александр Ткачев: слаломист из Краснодара

10 АВГУСТА 2006 г. АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
Александр Ткачев появился в расширенном шорт-листе преемников Владимира Путина (напомним, короткий шорт-лист включает фамилии Дмитрия Медведева и Сергея Иванова) не так давно. При этом с именем краснодарского губернатора связывают немало слухов. То «осведомленные источники» утверждают, что он вот-вот станет министром или вице-премьером в российском правительстве, что облегчит ему дорогу на самый верх. То неожиданно появляется информация о тяжелом состоянии здоровья губернатора и в связи с этим его скорой отставкой – а в качестве его сменщика называют чуть ли не Олега Дерипаску. Только-только экспертно-журналистская тусовка успевает осмыслить эти противоречивые сигналы, как на заседании Госсовета Ткачев выдвигает масштабный транспортный проект по строительству железной дороги из Волгограда к Черному морю и модернизации автомобильного маршрута Москва-Сочи-Новороссийск, дабы российским курортникам было удобнее достичь вожделенных пляжей. Всячески демонстрируя тем самым, что на покой не собирается.

Особенность региона, руководимого Ткачевым, заключается в том, что кроме обычных курортников в нем проводит свой отдых и необычный – Владимир Путин, отлично себя чувствующий в своей сочинской резиденции. А это значит, что именно с этим губернатором президент общается чаще, чем с другими. Вспомним, например, карьерный взлет Михаила Горбачева, связанный не в последнюю очередь с тем, что в подведомственном ему Ставрополье предпочитал летом пить минеральные воды влиятельный председатель КГБ Юрий Андропов.

Однако в шорт-лист Ткачев попал не только благодаря политическим бонусам своего региона. Дело еще в том, что 45-летний глава Краснодарского края — один из самых активных и заметных российских губернаторов «нового типа», сформировавшихся в условиях рыночной экономики, предельно прагматичных, когда речь идет о политическом выборе. На различных этапах своей карьеры Ткачев проявлял качества настоящего политического слаломиста, способного устоять во время самых крутых поворотов.

Бывший первый секретарь райкома комсомола, он своевременно перешел на хозяйственную работу, став директором небольшого комбикормового завода. По прежним меркам это было явное понижение, но расчет оказался верным. Через год ВЛКСМ прекратил свое существование, а еще через два Ткачев создал сельскохозяйственный холдинг, присоединив к своему заводику дюжину тысяч гектаров пахотной земли, пару элеваторов, мясокомбинат и пр. В 1995 году он пришел в политику, сотворив сенсацию краевого масштаба – в качестве независимого кандидата на выборах в Госдуму победил местного идола Николая Кондратенко. Правда, основную роль в этом успехе сыграли коммунисты, которые, находясь в сложных отношениях с «кубанским батькой», выдвинули своего кандидата. В результате левый электорат оказался разорван между двумя соперниками почти поровну (примерно по 20% на каждого), и Ткачев со своими 23% выступил в роли третьего радующегося.

Став депутатом, он, однако, проявил максимум пиетета к своему проигравшему оппоненту, понимая, что политическая карьера последнего вовсе не закончена, а приобретать столь влиятельного врага не следует. Так и произошло: на следующий год Кондратенко был избран губернатором, а на следующих думских выборах оказал Ткачеву политическую поддержку. В результате последний был переизбран подавляющим большинством – более 70% — голосов. В Думе Ткачев вошел в союзную КПРФ Агропромышленную депутатскую группу – ведь коммунисты, тогда весьма популярные в крае, официально выдвигали его кандидатом в депутаты. Впрочем, никаких антикремлевских высказываний он не допускал – более того, его дружба с КПРФ и даже получение им партийного билета воспринималось президентской властью с пониманием. Иначе победить на Кубани тогда было почти невозможно (второй раз «разрывать» электорат помирившиеся Кондратенко и коммунисты не собирались).

Поэтому когда Кондратенко был вынужден отправиться в почетную отставку в Совет Федерации, практически консенсусной кандидатурой стал именно Ткачев, которого «батька» провозгласил де-факто своим преемником. Заняв губернаторское кресло, новый лидер края первым делом полностью поменял своих заместителей, продемонстрировав, что «эра Кондратенко» в регионе закончилась. Очень быстро «красный» край начал стремительно «белеть», превращаясь в политический оплот «Единой России», в которую губернатор вступил, после того как его исключили из компартии – «за утрату связи с партией, длительную неуплату членских взносов и за действия, нанесшие ущерб КПРФ». Примечательно, что несколько раньше, еще будучи членом компартии (хотя и с приостановленным членством), Ткачев вошел в список «единороссов» на думских выборах.

Коммунистам осталось только бессильно наблюдать за тем, как Ткачев побеждает на выборах 2004 года с результатом даже лучшим, чем в то время, когда он был их однопартийцем (84% против 81%). Против коммунистического мэра Краснодара Николая Приза прокуратура возбудила уголовное дело, он получил условный срок и был вынужден покинуть свой пост. Новым мэром стал протеже Ткачева. Авторитарные традиции российского юга, активно культивировавшиеся коммунистами, обернулись против них.

В отличие от своего предшественника Ткачев не выступает в роли антисионистского трибуна и не гоняет почем зря иностранных инвесторов. Неудивительно, что инвестиционные рейтинги Кубани при нем резко выросли – бизнес в России не слишком требователен на предмет демократии и согласен приходить в авторитарно управляемые регионы, лишь бы против него не устраивали крестовые походы и, по возможности, оказывали содействие – например, создавали современную инфраструктуру. Что касается национального вопроса, то первоначально Ткачев вступил в жесткий конфликт с армянской общиной края (что понравилось крутым поклонникам русской идеи из числа сторонников Кондратенко), а затем начал хвалить ее за «хорошую ассимиляцию» — и его перестали считать националистом даже многие либералы.

Хватит ли политическому слаломисту умения, чтобы стать президентом? Несмотря на разговоры на эту тему, можно предположить, что на ближайших выборах едва ли: скорее всего, будущий президент будет выходцем из Питера. Но вряд ли стоит сомневаться, что бывший красный, а ныне белый губернатор включен в кадровый резерв Кремля.

Автор — заместитель генерального директора Центра политических технологий


Обсудить "ПАРАД ПРЕЕМНИКОВ. Александр Ткачев: слаломист из Краснодара" на форуме
Версия для печати