КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеПАРАД ПРЕЕМНИКОВ. Дмитрий Медведев – кандидат номер один

14 АВГУСТА 2006 г. АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
Когда Дмитрия Медведева перевели с влиятельнейшей, но непубличной должности руководителя президентской администрации на публичный пост первого вице-премьера, то сразу же возникла версия о том, что именно он будет следующим главой государства. С тех пор Медведев стал часто появляться на экранах телевизоров – то он председательствует на заседаниях правительства во время отпуска Михаила Фрадкова, то инспектирует фермы в рамках аграрного нацпроекта, то проводит совещания по поводу газификации села.

Непубличный чиновник активно превращается в публичного политика. Хотя ранее он никогда не участвовал ни в каких выборах. Когда в России пылали электоральные страсти 90-х годов, он был от них далек. Значительная часть жизни Дмитрия Медведева связана с Петербургским университетом: он последовательно был студентом, аспирантом, ассистентом, доцентом кафедры гражданского права юридического факультета, где и защитил диссертацию. Уже работая в Москве, он был избран почетным профессором университета. Кроме того, в 90-е годы Медведев работал в питерской мэрии (где и познакомился с Владимиром Путиным), а также был директором по юридическим вопросам лесопромышленной компании «Илим палп».

Корпоративный юрист по прежнему роду деятельности, Медведев и по своему складу – человек корпоративный. Можно составить большой список его однокурсников по университету, которые сделали в последние годы быструю карьеру – вряд ли без его участия: Антон Иванов (председатель Высшего арбитражного суда), Илья Елисеев (зампред правления Газпромбанка), Константин Чуйченко (член правления Газпрома), Дмитрий Винниченко (директор Федеральной службы судебных приставов), Валерия Адамова (вице-президент компании «Сибур»). К этой же генерации относится и Михаил Кротов (представитель президента в Конституционном суде), окончивший университет двумя годами раньше, но преподававший на юрфаке вместе с Медведевым.

Любой профессиональный корпоративный юрист осторожен и старается не предпринимать рискованных шагов. Медведев в полной мере соответствует этой характеристике. Так, будучи первым заместителем руководителя АП, он возглавлял рабочую группу по кодификации законодательства в области госслужбы. В результате никаких радикальных реформ не состоялось – зато правовые акты были систематизированы.

Еще один пример — в ноябре 2003 года, сразу же после ареста Михаила Ходорковского, новоназначенный руководитель Администрации президента заявил, что правоохранительным органам не следовало торопиться с арестом акций компании, а также подчеркнул опасность «административного ража» в деятельности властных структур, так как «последствия не до конца продуманных действий незамедлительно скажутся в экономике, вызовут смущение в политической жизни». Это заявление никак не повлияло на судьбу Ходорковского и ЮКОСа (в частности, арест с акций так и не был снят), но продемонстрировало дистанцию между осторожным руководителем и более размашистыми «силовиками».

Председателя Совета директоров Газпрома Медведева принято считать неформальным главой «газпромовской» группы в президентском окружении – именно с ним во многом связываются ее основные успехи и неудачи. К числу первых можно отнести восстановление контроля Газпрома над «Сибуром», покупку «Сибнефти», а также прошлогоднюю либерализацию рынка акций компании. Неудачей можно считать сохранение «независимости» «Роснефти» (контролируемой конкурирующей кремлевской группой), а также то, что именно «Роснефть» приобрела «Юганскнефтегаз», на который явно претендовал Газпром. Кроме того, Газпром только что не смог добиться присоединения к своей империи «Удмуртнефти», которую ТНК-ВР продала «Роснефти». Возможно, что и здесь осторожность возобладала над более решительными действиями в рамках корпоративной экспансии.

Для Медведева в отличие от «силовых» людей важно мнение элиты – отсюда и два его знаковых интервью «Эксперту», опубликованных с более чем годичной разницей во времени. В апреле 2005 года он прямо вышел на «проблему-2008», четко давая понять, что «есть возможность создать традицию передачи власти законным путем на основе реальной демократии». Кроме того, он выступил в качестве противника «традиционного государственного капитализма» как пути к полному монополизму и стагнации в экономике» — прямо-таки бальзам на исстрадавшуюся душу российского бизнеса. Впрочем, либерализм Медведева тщательно дозирован и адаптирован к реалиям современной госполитики — не зря он подчеркивает, что и госкомпании могут быть эффективными (странно было бы слышать что-то иное от главы Совета директоров Газпрома). В июле нынешнего года – новое интервью. Дистанцирование от «суверенной демократии» (уже примелькавшегося понятия с упором на первом слове) и еще более явное – от «суверенного рынка». Адресат – та же элита, читающая «Эксперт».

Медведева действительно можно считать серьезным кандидатом на роль преемника Владимира Путина. Президент его хорошо знает и доверяет ему. Национальные проекты, за которые отвечает Медведев, принадлежат к числу наиболее популярных начинаний президентской власти. Почетный профессор университета вполне подходит на роль партнера глав государств G8. При всех своих либеральных жестах Медведев вряд ли будет серьезно отклоняться от путинского курса как во внутренней, так и во внешней политике.

Разумеется, кандидат – еще не значит преемник. Не будем забывать о «неконсенсусном» характере фигуры Медведева для путинского окружения (особенно это касается «группы «Роснефти»). Нужно принимать во внимание и фигуру Сергея Иванова – его, видимо, можно рассматривать как «запасного преемника». Скорее всего, окончательное решение будет принято ближе к думской избирательной кампании 2007 года – чтобы преемник смог дополнительно «раскрутиться» на этих выборах.

Автор — заместитель генерального директора Центра политических технологий

Обсудить "ПАРАД ПРЕЕМНИКОВ. Дмитрий Медведев – кандидат номер один" на форуме
Версия для печати