КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеБыли ваши, стали наши

20 АВГУСТА 2006 г. АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Борис Кустодиев. Купец считающий деньги
Весь конец минувшей недели российские власти считали деньги. И таки – не досчитались. А все из-за суда королевства Нидерланды. Этот странный суд наотрез отказывается признавать очевидный всем в России факт – у нас теперь все деньги, равно как и все активы, принадлежат государству. Или, вернее – той группе лиц (что-то вроде расширенного состава Совета директоров ОАО «Байкалфинансгрупп»), что нынче в умах граждан ассоциируется с понятием «государство». У нас в России ведь не только демократия суверенная. У нас, блин, все суверенное – экономика, право, судопроизводство. То есть юридически данная норма пока не закреплена, но все же понимают, что это – дело времени. Даже формальная доля государства в нашей экономике постоянно растет. О неформальной я уж не говорю.

Возьмем, к примеру, призыв Владимира Путина к генералам отечественного бизнеса вложиться в восстановление Чечни. Очевидно, что от этой «просьбы» отвертеться не получится. Такой оброк в чистом виде. То есть, другими словами, Владимир Путин ясно дал понять бизнесменам, что часть их денег им не принадлежит. А принадлежит как раз ему – Владимиру Путину. И он их, разумеется, может тратить по собственному усмотрению. Сейчас вот собрался восстановить Чечню. А захочет – перенесет столицу в Петербург, проведет в Сочи Олимпийские игры, подарит дружественному режиму пару ядерных реакторов. Да мало ли что можно сделать за деньги.

Или вот, скажем, партийные проекты Кремля. Как раз на этой неделе стало известно о новых дивных инициативах Владислава Суркова в сфере партстроительства. Всякие там слияния, поглощения, «Родину» туда, «Родину» сюда, раздуваем «Партию жизни» до невиданных размеров. Это ведь все довольно дорогостоящее мельтешение. Так, может, Владислав Юрьевич развлекается на свои кровные, накопленные нелегким трудом в «Менатепе» и «Альфе»? Не смешите меня… А на какие, с позволения сказать, средства существует «Единая Россия»? Да на те же самые, оброчные. То есть взятые из тех же источников, что сегодня направляют свои потоки на Чечню. А впереди, замечу, очередной выборный цикл – самая горячая страда пиления всевозможных бюджетов, которые формируются из денег, выдернутых из российской экономики.

Вернемся, однако, к суду в Нидерландах. Не вдаваясь в тонкости (они подробно описаны во всей пятничной прессе), отметим лишь, что в результате его решения существенная доля активов ЮКОСа оказывается вне зоны досягаемости «Байкалфинансгрупп» и остается в распоряжении законных (разумеется, не с точки зрения нашей суверенной юриспруденции) хозяев. Ярость новых владельцев вполне объяснима – денег очень жалко. К тому же вовсе не очевидно, что бывшие юкосовцы потратят их на личные нужды. А ну как захотят поддержать какую-нибудь отечественную оппозицию? Словом, поводов для переживаний предостаточно. Ну и реакция соответствующая: и часа не прошло после решения этого самого суда, как наша славная Генпрокуратура нанесла ответный удар – возбуждены уголовные дела против иностранных топ-менеджеров компании. Они, дескать, перепрятали активы.

У нас во дворе это называлось «пукнуть в лужу». Неужто и впрямь наши прокуроры надеются, что тамошняя фемида проникнется проблемами российской Генпрокуратуры и выдаст ей на съедение господ Тиди, Мизамора и Годфри? Да нет, конечно.

Цель этой смешной инициативы одна: новый прокурорский начальник пытается уверить Хозяина, что будет блюсти его интересы не хуже старого. Что он, насколько хватит длины цепи, разорвет любого, кто покусится. А в том, что до некоторых дотянуться все-таки не получается, его вины нет – будку с места не сдвинешь.
Обсудить "Были ваши, стали наши" на форуме
Версия для печати