КОММЕНТАРИИ
В регионах

В регионахО защите прав автоугонщика

18 СЕНТЯБРЯ 2006 г. ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА
argun.urc.ac.ru
13 сентября на границе Чечни и Ингушетии возле блокпоста «Волга-20» случилась перестрелка между чеченским и ингушским ОМОНом. На месте погибли шесть чеченцев и один ингуш. Позже, в больницах, скончались раненые, в том числе – известнейший замкомандира чеченского ОМОНа Бувади Дахиев.

А причина перестрелки такова.
Некто Герихан Темурзиев возглавлял банду автоугонщиков, специализировавшуюся на угоне дорогих иномарок с выкидыванием водителей из автосалона. (Так украли машину и у жены тогдашнего главы МВД Грызлова, и у певицы Натальи Ветлицкой: при угоне был застрелен ее водитель.)

Вообще кража автомобилей подобным образом — это специализация именно ингушей, так же как кража, например, барсеток – специализация грузин, а постановка угнанных машин на учет – уже сфера деятельности ингушской и дагестанской милиции. Этот бизнес для дагестанских ментов по прибыльности, кажется, даже соперничает с бизнесом по добыче нефти из трубы.

После того как в Чечне убрали федеральные блокпосты и перестали задерживать всех встречных, появилась возможность красть иномарки и в Грозном, а там дорогие иномарки понятно у кого — у кадыровцев. А Рамзан Кадыров – это вам не жена Грызлова. Кадыровцы мигом поймали кого-то из членов банды, а тот показал на Темурзиева. Кадыровцы снарядились и поехали в село Яндаре.

На пути туда им, вооруженным и набитым в три автобуса, никто не помешал; а вот когда они ехали обратно, надев Темурзиеву мешок на голову, их остановили, и, после препирательств, началась перестрелка. Вроде бы поводом стала пощечина, которую один из чеченцев залепил ингушу. Согласно официальной версии, кадыровцев остановили после того, как жена схваченного Темурзиева позвонила в милицию и сообщила, что «неизвестные в масках» украли ее Герисхана и увозят в сторону Чечни.

Либеральная общественность, как всегда, сурово осудила бесчинства кадыровцев. «Кадыровцы своим нигилистическим отношением к закону изумляют даже много повидавших кадровых сотрудников МВД ЧР. Похищения, пытки, бессудные казни, создание незаконных мест содержания арестованных и задержанных — все это обычная для них практика», — заявил «Мемориал». А сенатор от Ингушетии Исса Костоев и вовсе призвал расправляться с кадыровцами. «Надоело форменное издевательство над целой республикой, над его народом», — сказал он.

Спору нет: кадыровцы таскают людей, как кур. Но в данном деле имеется несколько обстоятельств, которые сводят весь общелиберальный пафос на нет.

Обстоятельство первое: еще ни разу ни одна ингушская милицейская структура не вступалась за похищенных кадыровцами ваххабитов или обычных людей. Менты вступились первый раз – и почему-то сразу за голимого бандита, наверняка имевшего сообщников среди самых высокопоставленных чинов МВД РИ.

Обстоятельство второе: на пути туда, то есть в тот момент, когда можно было предполагать, что кадыровцы едут за боевиками или за кровниками, их никто не остановил. Остановили именно на пути обратно, и стрельба началась не сразу, а после разговора, в котором уж наверняка прозвучало имя Темурзиева и причина его ареста.

Обстоятельство третье: как вы думаете, кому родичи Темурзиева позвонили? Участковому? Вряд ли. Приказ, приведший к стрельбе, должен был быть отдан не ниже уровня замминистра. А что тогда сказали знакомому высокопоставленному менту? Про неизвестных в масках? Едва ли. За ваххабита он не стал бы тянуть мазу. Единственное разумное объяснение состоит в том, что звонили не просто менту, а сообщнику. Который прекрасно знал, кто такой Темурзиев, потому что работали они вместе.

Тут бы я хотела привести некоторые документы. Бумажки эти представляют собой результаты проведенной еще три года назад служебной проверки по факту постановки на учет в Ингушетии угнанных автомобилей. Проверка эта выявила, что в МРЭО УГИБДД МВД РИ, в нарушение приказа МВД РФ № 624 «О порядке регистрации транспортных средств», машины ставились на учет
а) без указания паспортных данных и наличия личных подписей собственников,
б) ни в одном из проверенных заявлений нет штампа АИПС (то есть машина не проверялась на угон),
в) номера агрегатов машин не проверялись на предмет подлинности и соответствия данным ПТС.

Кстати, налог с регистрационными сборами тоже обыкновенно не платили. Но это уже мелочь. По результатам вышеуказанной проверки порекомендовали начальника вышеуказанного МРЭО, майора Мусу Медова, от должности освободить.
Майора Медова от должности не освободили, он продолжил карьеру и в настоящий момент является замминистра МВД РИ.

Бумажки эти – с десятками номеров краденых «мерсов» и «крузеров» — валялись у меня больше двух лет, потому что, согласитесь, имя майора, ставившего на учет угнанные иномарки, не новость федерального масштаба. Даже если этот майор стал замминистра МВД.

Но вот если тотальная коррупция и сращение ментов с бандитами приводит к тому, что высопоставленный мент отдает приказ любой ценой отбить своего бандита-подельника, а в результате погибает десяток человек, в том числе участвовавший в сотнях боев Бувади Дахиев – это уже новость федерального масштаба.

Спору нет: таскать людей с мешками на головах через границу и подвешивать их на дыбе в Центорое, конечно, нехорошо. Но все-таки, ребята, ау: где права человека, а где мент, который не просто дошел до того, что имеет угонщика в друзьях и сообщниках, а считает возможным отдать приказ стрелять на поражение, защищая его, и полагает, что это сойдет ему с рук?

И кстати. Уж кому я в этой истории не завидую, так это главному ее герою, Герихану. Ведь по понятиям он не совершил ничего плохого: делал работу. Крал машины. Ну помяли бы его немного кадыровцы, он бы извинился, выплатил штраф, стороны бы разбежались и занялись своими делами.
А теперь…
Обсудить "О защите прав автоугонщика" на форуме
Версия для печати