КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеДело рядового

26 СЕНТЯБРЯ 2006 г. НИКОЛАЙ СВАНИДЗЕ
Дело рядового Андрея Сычева могло бы стать переломным в борьбе с "неуставными отношениями" в российской армии. Но не станет. Точно так же, как ни один, даже раскрученный, коррупционный скандал не станет переломным в борьбе с российской коррупцией. Причина одна: дедовщина в армии, как и коррупция в экономике — явление системообразующее.

chel.kp.ru/ural.ru
После поездки с Анатолием Кучереной в Челябинск по свежим следам этой трагедии настроение у меня было мутное. С одной стороны — безмолвные, какие-то замороженные дети — солдаты в домашних тапках. С другой — матерые, вполне осмысленные офицеры, которые говорят без оглядки на начальство. Прямо говорят, что им стыдно выходить на улицу в военной форме и рассказывают, как все было, не выгораживая себя. Да и куда уж выгораживать… Все и так яснее ясного. Потом еще медики добавили. Причем врачи гражданские даже не катили бочку на врачей военных, к которым сначала попал Сычев. Ну что они, военные, могли сделать? Аппаратуры у них никакой. Одна таблетка от всех болезней — что от гриппа, что от плоскостопия. Сделали все, что могли — повертели парня сутки, помурыжили, поняли, что он доходит — и перекинули к гражданским. И совершенно правильно сделали. И уже гражданские — а среди них и профессора, и даже один академик, действующий хирург, не забывший, как ножик держать — Сычева спасали. Отрезав ему все. И ноги, и выше. Других вариантов не было. И так еле успели. Местные отцы-командиры сначала скрывали все, что можно. А затем, когда забили тревогу солдатские матери, а с их подачи — военная прокуратура, отцы раскололись и, размазывая слезы и сопли, доложили по инстанции.

Дошло до министра обороны. Дело Сычева попало ровнехонько в разрез непростых отношений министра Иванова и главного военного прокурора, за которым легко просматривалась фигура генпрокурора Устинова. Общественная палата проявила по началу искреннюю бурную активность, но, сообразив, что оказалась между Сциллой и Харибдой, корректно ограничилась выполнением своих предписанных функций. Материалы переданы в суд — и слава Богу. Сейчас, после смены руководства Генеральной прокуратуры, эта интересная сюжетная линия более не существует. Межведомственный, а точнее персональный конфликт блистательно разрешен на высочайшем уровне. Дедовщина осталась.

Обидчик Сычева — сержант Сивяков получил четыре года. Прокурор требовал шесть. В данном случае принципиальной разницы нет. Я видел Сивякова, разговаривал с ним. Он путался, менял показания, был жалок. И его было жалко. И жалко было его мать, которая стояла за дверью. Но я видел и мать Сычева. Сивяков, по моему убеждению, издевался над Сычевым. Масштаб издевательств установить сложно. Но медики утверждают, что у Сычева от природы здоровые, нормальные сосуды, а значит, чтобы случилось то, что случилось, издеваться надо было основательно. Врачи в разговоре со мной даже не исключали изнасилования: были признаки. Но доказать это не представлялось возможным. Правда, однако, в том, что на таких, как сержант Сивяков, держится наша армия. У него авторитет в роте — все безмолвные, глухонемые солдатики в тапках его защищают. Мы — за Саню. Саня — настоящий пацан! А Саня сам честно не понимает, в чем виноват. Об изнасиловании, понятно, речь не шла, и сам Сычев его отрицал. А на корточках держать да по ногам бить? Какие мы нежные! И Сивякова били, и Сивяков бил. А как по другому? Как еще молодых учить?

pda.kp.ru/
Повторяю: наказание Сивякову, если доказана его непосредственная виновность, справедливо. Иначе это — прямое попустительство всему уголовному беспределу, который творится сейчас в казармах. Но любое необходимое наказание лично сержанта Сивякова не только не решит проблему дедовщины, но и не приблизит к этому ни на шаг. Решить эту проблему может только изменение принципа комплектования армии (имеются в виду не только войска МО, но и МВД, КГБ, МЧС и т.д.). Пока в армию идут из-под палки те, чьи отцы пьют без просыпу, а матери не в состоянии за всю свою жизнь накопить на взятку военкому, порядки в казарме не будут отличаться от порядков на зоне. Только профессиональные и разумно прозрачные для общественности Вооруженные силы могут быть в значительной степени (стопроцентной гарантии все равно нет, с плохими застарелыми привычками бороться сложно) застрахованы от дедовщины. Но таких Вооруженных сил — сейчас это уже очевидно — мы в обозримом будущем не получим. И потому несчастный Андрей Сычев пострадал зря. Сколько бы ни вкатили его мучителю сержанту Александру Сивякову.
Обсудить "Дело рядового" на форуме
Версия для печати