Командные высоты, или ностальгия по политической борьбе
Недавняя история со сливом в газету «Нью-Йорк Таймс» отрывков из отчета разведки США «Тенденции глобального терроризма: последствия для США» вызвала у меня ностальгию по политической борьбе в России.
Менее чем за полтора месяца до выборов в конгресс горячее обсуждение республиканцами и демократами войны в Ираке и ее влияния на борьбу против международного терроризма дошло до состояния кипения. Выплеснув на публику взаимный обмен компроматом и обвинения в бездействии и некомпетентности.
Этот «подарочный набор» предназначен всего для 5-7% электората США. Именно за голоса этих колеблющихся граждан стороны ведут бой, в котором пленных приказано не брать.
Администрация Белого дома вместе с возглавляемой ею республиканской партией сошлась «в рукопашную» с оппонентами-демократами. Почему в рукопашную? Потому что для обеих политических структур предстоящие выборы станут решающим шагом в определении внешней политики США на ближайшие два года. То есть до президентских выборов.
Если демократы отнимут большинство у республиканцев в конгрессе, то, скорее всего, начнут вывод войск из Ирака уже в декабре этого года. Не говоря о планах по проведению расследования в отношении Ричарда Чейни, на которого у многих из них вырос даже не зуб, а клыки.
Президент Буш и большинство его республиканских «солдат» не горят желанием допустить подобные «безобразия». Они неминуемо приведут к политической смерти нынешней администрации с сомнительными для нее юридическими последствиями. Кроме того, потеря республиканцами большинства на выборах в конгресс еще больше осложнит главе Белого дома поиск позитивного политического наследия.
А ведь последнее должно не только войти вместе с Бушем в историю, но и заполнить построенную в его честь библиотеку где-нибудь в Техасе. Победа же демократов будет означать признание голосующим населением США их лозунга об «отсутствии какой-либо внешней политики у нынешней администрации»».
До последнего месяца успех демократов казался для многих экспертов в Вашингтоне свершившимся фактом. Различные опросы общественного мнения указывали на то, что оппоненты легко отнимут у республиканцев те 15 голосов в Палате представителей, за которые и идет борьба.
Ситуация начала меняться около двух недель назад. Многочисленные и похожие как близнецы выступления президента Буша о необходимости борьбы с терроризмом начали приносить свои плоды.
Подъему рейтинга республиканцев, безусловно, помог и президент Венесуэлы Уго Чавес. За его клоунаду на генассамблее ООН и ярлык «дъявол», прикрепленный к Джорджу Бушу, демократы вполне могут поплатиться победой на выборах в конгресс. Они, на мой взгляд, совершили ошибку, воздержавшись от предания господина Чавеса публичному остракизму.
Вряд ли кому-то из колеблющихся избирателей в такой религиозной стране, как США, понравится, когда главу государства прилюдно называют Люцифером. Политически активные граждане довольно болезненно относятся к таким заявлениям. Если только неприязнь к президенту Бушу не перевешивает патриотических чувств.
Движение избирателей в сторону республиканской партии отодвинуло на второй план все предыдущие скандалы, которые в этом году сотрясали администрацию президента США.
Практически затихли страсти, бушевавшие после слива в прессу информации о прослушке телефонных разговоров граждан США, которая многими расценивалась как губительная для нынешней администрации.
К сожалению демократов, скандал в сенате под названием «Как пытать?» закончился несколько дней назад. Напомню, что предложение администрации Белого дома о правилах пыток заключенных вызвало бунт на республиканском корабле. Восстание продолжалось около полутора месяцев, пока Буш не принял неожиданное решение согласиться с проектом закона о пытках, предложенным оппонентами.
Неожиданные успехи группы республиканцев, отвечающей за damage control, многие в Вашингтоне связывают с активной работой Карла Роува. Замглавы администрации Джорджа Буша и «архитектор» победы на президентских выборах 2004 года, похоже, восстал из пепла. Воскрешение господина Роува во многом связано с отсутствием обвинений в его адрес в деле об утечке в прессу фамилии агента ЦРУ Вэлери Плейм.
Вину за разглашение этой информации взял на себя бывший замгоссекретаря Ричард Армитадж. Таким образом, и громкое дело Плейм, расследуемое с 2003 года, потихоньку сошло на нет.
Не нашли поддержки и призывы об отставке министра обороны Дональда Рамсфельда, дважды озвученные лидерами демократического меньшинства в конгрессе совместно с группой отставных генералов. Они, может быть, и пошатнули политическое здоровье 78-летнего Рамсфельда, но не привели к его уходу.
Зато, разозлившись, администрация в Вашингтоне посягнула на живую легенду. То есть на Билла Клинтона. В начале сентября телекомпания ABC показала документальный фильм, обвинявший бывшего президента в нежелании бороться с терроризмом. Затем, в конце месяца, телекомментатор из Fox в ходе интервью в прямом эфире упрекнул господина Клинтона в мягкотелости по отношению к Осаме Бен-Ладену.
Демократы, как считают многие в Вашингтоне, ответили сливом отрывков из пресловутого отчета разведки. Некоторые источники предполагают, что «демократы пошли ва-банк, отдав эту информацию в прессу через своих людей, близких к спецслужбам».
Президент Буш, так же, как и после утечки о прослушивании телефонных разговоров, сильно негодовал по поводу разглашения секретных данных. После чего пошел на единственный возможный перед выборами шаг, минимизирующий ущерб. Глава Белого дома рассекретил большую часть разведотчета, рассчитывая таким образом лишить своих оппонентов возможностей для раздувания скандала.
Однако демократы так просто не сдались. Увидев, что в рассекреченной части отсутствует интеллектуальная составляющая, они публично предположили, что самое главное от всех скрыли. Под этим «главным» подразумевается признание разведки в том, что война в Ираке спровоцировала рост терроризма и антиамериканизма во всем мире.
По информации источников, битва за конгресс на этом не закончится. Утверждают, что «Карл Роув подготовил серьезный сюрприз для демократов, который должен похоронить их шансы на взятие большинства в Палате представителей США». В стане демократов, в свою очередь, настаивают на том, что «им еще есть чем удивить республиканцев», но своих планов пока не раскрывают.
В России такой публичной политической борьбы — нет. Есть месть, слив компромата, обвинения в некомпетентности, упреки в бездействии, а политической борьбы — не видно. Потому что все перечисленные составляющие используются для сведения внутренних, почти всегда экономических, счетов.
Существующая же в России многопартийная система по структуре своей напоминает пчелиный улей или муравейник. Прокремлевская «Единая Россия» служит маткой, а все остальные на нее работают. А те, кто не работает, — в Думе либо отсутствуют, либо очень одиноки.
Единственное, что вызывает интерес, это выборы президента РФ в 2008 году. Вернее, не сам процесс голосования или фамилия преемника, а та группа в Кремле и рядом с ним, которая одержит победу в набирающей темп закулисной «войне».
Когда «боевые» действия за «стенкой» закончатся, населению предложат сценарий под названием «выборы». Они пройдут, как положено, в «напряженной» борьбе, где победит «сильнейший». 27 сентября свою кандидатуру на пост президента России выдвинул Владимир Жириновский...
Автор — специальный корреспондент ИД «Коммерсант» в Вашингтоне