Серьёзные вопросы про Беслан
Юрий Петрович Савельев, автор недавно обнародованного доклада «Беслан: правда заложников», подготовил новую, седьмую его часть. Сегодня она публикуется в «Новой газете» (с сокращенями) и полностью - на сайте «Правда Беслана».
Седьмая часть доклада посвящена обстоятельствам захвата заложников в Школе № 1 г. Беслана. В ней исследуются следующие вопросы:
1. Каково было количество террористов, захвативших школу?
2. Сколькими группами они действовали?
3. На каких машинах приехали террористы?
4. Как именно был осуществлен захват?
Самый болезненный вопрос, вызывающий споры с самого начала расследования теракта в Беслане, это конечно же – количество террористов. Официальная версия с самого начала утверждала, что захватчиков было 32. Это следовало из предъявленных 31 трупа и одного живого – Нурпаши Кулаева. Утверждалось также, что террористы изначально ехали на автомашине ГАЗ-66. Однако ни сами заложники, ни независимые расследователи не верили этой цифре. С одной стороны, были личные подсчеты некоторых заложников, по которым получалось, что террорстов было больше 32. С другой – попытки следствия и независимых расследователей провести эксперименты с помещением 32 человек с амуницией, оружием, боеприпасами, взрывчаткой, вещмешками и т.д в автомашину ГАЗ-66. Статисты, конечно, помещались в эту автомашину – но как! Как селедки в бочке – они не могли ни двигаться, ни шевелиться, ни быть боеспособными даже после 15 минут, проведенных внутри ГАЗ-66 (а террористы ехали несколько часов!).
Кроме этого, один из жителей Беслана, у которого в теракте погиб отец, дотошно подсчитал примерный вес людей, оружия и амуниции, с которой ехали боевики на одной машине. Общий вес составил 3174,76 кг, тогда как максимальная допустимая грузоподъёмность ГАЗ-66 составляет 2000 кг. Но самым комичным моментом стал ответ прокуратуры на просьбу потерпевших провести повторный следственный эксперимент с ГАЗ-66. Сначала, 13.06.2006 г., начальник отдела главного управления Генеральной прокуратуры РФ в ЮФО И.В. Ткачёв в постановлении ответил, что «участники следственных экспериментов убедились в том, что в автомашине марки ГАЗ-66 смогли разместиться 32 военнослужащих с оружием. Автомашина не была перегружена, так как её грузоподъёмность 3,5 тонны, и могла свободно двигаться». А уже через неделю, в постановлении за 22.06.2006 г., он же пишет, что «провести следственный эксперимент по проезду в горной местности на автомашине ГАЗ-66 с участием физических лиц не представляется возможным по соображениям безопасности, так как в соответствии с приказом главнокомандующего ВВ МВД РФ № 463 от 05.11.2002 г. «О мерах по обеспечению безопасности дорожного движения в ВВ МВД РФ» норма посадки личного состав в автомашину ГАЗ-66 составляет 21 человек». И далее: «…Автомашина, несмотря на то, что её грузоподъёмность составляет 2 тонны, могла свободно двигаться». Как вдруг за неделю изменилась и грузоподъемность ГАЗ-66 и нашлось постановление ВВ МВД РФ – никому, кроме самого И.В. Ткачева, не известно.
Вопросов оставалось много, и Ю. Савельев тщательно собрал все показания людей, ставших свидетелями захвата школы. Показания были собраны как на предварительном следствии, так и во время судебных процессов над Н. Кулаевым и в отношении милиционеров Правобережного РОВД. Последний процесс, кстати, еще продолжается в Беслане, и очень важно, что на нем свидетельские показания дают люди, не участвовавшие в суде над Н. Кулаевым. То есть свидетельская база не повторяется, а расширяется.
Проанализировав показания свидетелей, Ю. Савельев пришел к выводам, которые в очередной раз (как и в случае с предыдущими частями его доклада) опровергают официальную версию как следствия, так и парламентской комиссии. По подсчетам Савельева, боевиков, участвовавших в захвате, было 56-78 человек, а не 32. Машин, которые привезли боевиков к школе, было не две (по официальной версии это были ГАЗ-66 + захваченный по пути следования «ВАЗ-2107» ингушского милиционера С.Т. Гуражева), а больше. Особые вопросы вызывает еще один ГАЗ-66 (известен даже его государственный регистрационный номер: 3012 СЕА) и белые Жигули ВАЗ-2107 без номера государственной регистрации. Эти машины не были зафиксрованы при осмотре места происшествия, однако их видели несколько свидетелей.
Официальная версия следствия строится, фактически, на показаниях двух человек: задержанного Н. Кулаева и милиционера С.Т. Гуражева, захваченного боевиками по пути следования в Беслан. Знание современных российских реалий и работы правоохранительных органов дает нам право предположить, что и на одного, и на другого по разным причинам оказывалось давление в ходе следствия. Об этом также свидетельствует и то, что допросы и Н. Кулаева, и С. Гуражева, проведенные в разные дни сентября-октября 2004 года, существенно разнятся. Так, в допросах Н. Кулаева с течением времени постепенно исчезают значимые детали, но возникают новые, которые потом кладутся в основу официальной версии. Меняет показания и Гуражев. Все это не может не вызывать подозрений, и Ю. Савельев в 7-й части доклада указывает на эти различия и анализирует их.
В итоговых выводах 7-й части доклада Ю. Савельев ставит ряд вопросов, следующих из его анализа, на которые должно ответить и обратить внимание следствие. Кажется, что это просьба – в пустоту. Выше я привела только один из эпизодов переписки следствия с потерпевшими, а на самом деле отписок, противоречивых ответов, ответов не по существу и отсутствия ответов от органов следствия у потерпевших накопилось немало. Трудно надеятся, что прокуратура учтет или хотя бы тщательно, с фактами, а не голословно опровергнет выводы Ю. Савельева.
Количество боевиков – важнейший вопрос расследования теракта в Беслане. Если боевиков было больше, чем 32, то значит, часть из них смогла уйти. Кстати, это косвенно подтверждалось сообщениями СМИ после сентября 2004 года: то там, то здесь в 2005-2006 гг. появлялись новости из Чечни и Ингушетии, что «в ходе спецоперации уничтожен один из участников нападения на Беслан». Было ли это правдой или попыткой военных приукрасить для СМИ ценность конкретной спецоперации – неизвестно. Ясно одно: боевики из терактов, подобных бесланскому, просто так не уходят: им или помогают, или прикрывают, или дают уйти. И это понимание ставит перед нами более серьезные вопросы.
Автор - главный редактор сайта «Правда Беслана.ру»
Обсудить "Серьёзные вопросы про Беслан" на форумеСедьмая часть доклада посвящена обстоятельствам захвата заложников в Школе № 1 г. Беслана. В ней исследуются следующие вопросы:
1. Каково было количество террористов, захвативших школу?
2. Сколькими группами они действовали?
3. На каких машинах приехали террористы?
4. Как именно был осуществлен захват?
Самый болезненный вопрос, вызывающий споры с самого начала расследования теракта в Беслане, это конечно же – количество террористов. Официальная версия с самого начала утверждала, что захватчиков было 32. Это следовало из предъявленных 31 трупа и одного живого – Нурпаши Кулаева. Утверждалось также, что террористы изначально ехали на автомашине ГАЗ-66. Однако ни сами заложники, ни независимые расследователи не верили этой цифре. С одной стороны, были личные подсчеты некоторых заложников, по которым получалось, что террорстов было больше 32. С другой – попытки следствия и независимых расследователей провести эксперименты с помещением 32 человек с амуницией, оружием, боеприпасами, взрывчаткой, вещмешками и т.д в автомашину ГАЗ-66. Статисты, конечно, помещались в эту автомашину – но как! Как селедки в бочке – они не могли ни двигаться, ни шевелиться, ни быть боеспособными даже после 15 минут, проведенных внутри ГАЗ-66 (а террористы ехали несколько часов!).
Кроме этого, один из жителей Беслана, у которого в теракте погиб отец, дотошно подсчитал примерный вес людей, оружия и амуниции, с которой ехали боевики на одной машине. Общий вес составил 3174,76 кг, тогда как максимальная допустимая грузоподъёмность ГАЗ-66 составляет 2000 кг. Но самым комичным моментом стал ответ прокуратуры на просьбу потерпевших провести повторный следственный эксперимент с ГАЗ-66. Сначала, 13.06.2006 г., начальник отдела главного управления Генеральной прокуратуры РФ в ЮФО И.В. Ткачёв в постановлении ответил, что «участники следственных экспериментов убедились в том, что в автомашине марки ГАЗ-66 смогли разместиться 32 военнослужащих с оружием. Автомашина не была перегружена, так как её грузоподъёмность 3,5 тонны, и могла свободно двигаться». А уже через неделю, в постановлении за 22.06.2006 г., он же пишет, что «провести следственный эксперимент по проезду в горной местности на автомашине ГАЗ-66 с участием физических лиц не представляется возможным по соображениям безопасности, так как в соответствии с приказом главнокомандующего ВВ МВД РФ № 463 от 05.11.2002 г. «О мерах по обеспечению безопасности дорожного движения в ВВ МВД РФ» норма посадки личного состав в автомашину ГАЗ-66 составляет 21 человек». И далее: «…Автомашина, несмотря на то, что её грузоподъёмность составляет 2 тонны, могла свободно двигаться». Как вдруг за неделю изменилась и грузоподъемность ГАЗ-66 и нашлось постановление ВВ МВД РФ – никому, кроме самого И.В. Ткачева, не известно.
Вопросов оставалось много, и Ю. Савельев тщательно собрал все показания людей, ставших свидетелями захвата школы. Показания были собраны как на предварительном следствии, так и во время судебных процессов над Н. Кулаевым и в отношении милиционеров Правобережного РОВД. Последний процесс, кстати, еще продолжается в Беслане, и очень важно, что на нем свидетельские показания дают люди, не участвовавшие в суде над Н. Кулаевым. То есть свидетельская база не повторяется, а расширяется.
Проанализировав показания свидетелей, Ю. Савельев пришел к выводам, которые в очередной раз (как и в случае с предыдущими частями его доклада) опровергают официальную версию как следствия, так и парламентской комиссии. По подсчетам Савельева, боевиков, участвовавших в захвате, было 56-78 человек, а не 32. Машин, которые привезли боевиков к школе, было не две (по официальной версии это были ГАЗ-66 + захваченный по пути следования «ВАЗ-2107» ингушского милиционера С.Т. Гуражева), а больше. Особые вопросы вызывает еще один ГАЗ-66 (известен даже его государственный регистрационный номер: 3012 СЕА) и белые Жигули ВАЗ-2107 без номера государственной регистрации. Эти машины не были зафиксрованы при осмотре места происшествия, однако их видели несколько свидетелей.
Официальная версия следствия строится, фактически, на показаниях двух человек: задержанного Н. Кулаева и милиционера С.Т. Гуражева, захваченного боевиками по пути следования в Беслан. Знание современных российских реалий и работы правоохранительных органов дает нам право предположить, что и на одного, и на другого по разным причинам оказывалось давление в ходе следствия. Об этом также свидетельствует и то, что допросы и Н. Кулаева, и С. Гуражева, проведенные в разные дни сентября-октября 2004 года, существенно разнятся. Так, в допросах Н. Кулаева с течением времени постепенно исчезают значимые детали, но возникают новые, которые потом кладутся в основу официальной версии. Меняет показания и Гуражев. Все это не может не вызывать подозрений, и Ю. Савельев в 7-й части доклада указывает на эти различия и анализирует их.
В итоговых выводах 7-й части доклада Ю. Савельев ставит ряд вопросов, следующих из его анализа, на которые должно ответить и обратить внимание следствие. Кажется, что это просьба – в пустоту. Выше я привела только один из эпизодов переписки следствия с потерпевшими, а на самом деле отписок, противоречивых ответов, ответов не по существу и отсутствия ответов от органов следствия у потерпевших накопилось немало. Трудно надеятся, что прокуратура учтет или хотя бы тщательно, с фактами, а не голословно опровергнет выводы Ю. Савельева.
Количество боевиков – важнейший вопрос расследования теракта в Беслане. Если боевиков было больше, чем 32, то значит, часть из них смогла уйти. Кстати, это косвенно подтверждалось сообщениями СМИ после сентября 2004 года: то там, то здесь в 2005-2006 гг. появлялись новости из Чечни и Ингушетии, что «в ходе спецоперации уничтожен один из участников нападения на Беслан». Было ли это правдой или попыткой военных приукрасить для СМИ ценность конкретной спецоперации – неизвестно. Ясно одно: боевики из терактов, подобных бесланскому, просто так не уходят: им или помогают, или прикрывают, или дают уйти. И это понимание ставит перед нами более серьезные вопросы.
Автор - главный редактор сайта «Правда Беслана.ру»