КОММЕНТАРИИ
В экономике

В экономикеЗадернув занавески

24 ОКТЯБРЯ 2006 г. ЕВГЕНИЙ ЯСИН
коллаж ЕЖ
Осеннее снижение цен на нефть пока еще может пройти безболезненно. Та цена, с которой начинаются отчисления в Стабилизационный фонд, значительно ниже, чем сентябрьские 57 долларов. Так что пока речь может идти лишь о снижении поступлений в Стабфонд.

Тем не менее, рассчитывать на то, что цена на нефть будет высокой всегда, опасно. Хотя все специалисты и твердят в один голос, что динамика высоких цен сохранится, поскольку на ближайшие 20-30 лет нефть останется самым эффективным источником энергии – сложно предложить что-то в качестве заменителя. Из-за этого у многих создается впечатление, что сегодня беспокоиться не о чем. Однако нефтяной рынок славится довольно крутыми и длительными перепадами. Собственно, мы и формируем Стабфонд на тот случай, если потребуется сгладить их последствия. При этом если мы рассчитываем стать мировой сверхдержавой только на базе нефти и газа, то это досадная и непростительная для государства ошибка.

В течение длительного времени господин Кудрин в одиночку защищал Стабилизационный фонд от всевозможных нападок. Его оппоненты постоянно твердили: «Цены на нефть высоки и будут повышаться и дальше. Нам надо модернизировать экономику. Надо реконструировать промышленность. Надо где-то брать на все это деньги». В конце концов, они убедили министра в том, что нужно увеличивать подобные расходы. Причем не надо забывать, что это государственные расходы, потому что практически вся нефтяная рента сегодня изымается государством. Конечно, нефтяные компании не бедствуют, но заинтересованность в том, чтобы увеличивать добычу, производить дополнительную разведку, у них довольно сильно подрезана. Ведь кроме налога на добычу полезных ископаемых они еще платят экспортные пошлины и оказываются в неконкурентном отношении по сравнению с зарубежными нефтяными компаниями.

С газа же таких платежей не берут. Он не участвует в формировании Стабфонда. Нередко приходится слышать, что, дескать, в газовой отрасли требуются инвестиции на освоение новых месторождений, которые намного превышают даже нынешние доходы Газпрома. Это все так, но пока Газпром этих инвестиций не делает вовсе или делает в недостаточном объеме, приобретая в то же время непрофильные активы: «Сибнефть», средства массовой информации и так далее. Кроме того, руководство страны использует газовую монополию в качестве политического инструмента, нередко в ущерб коммерческим интересам корпорации. Так что ситуация складывается крайне сложная.

Вообще ставка исключительно на энергетический сектор, на мировую энергетическую сверхдержаву ошибочна. Она имеет право на существование только при ясном понимании того, что мы не должны быть сырьевым придатком. Раньше мы сами об этом постоянно говорили. Теперь риторика изменилась. На самом высоком уровне слышатся слова о том, что мы вовсе не сырьевой придаток, а поставщик самого необходимого для мировой экономики ресурса – энергии. Следуя старому анекдоту брежневских времен, мы, задернув занавески, едем в коммунизм.

На самом же деле проблема диверсификации экономики актуальна как никогда. И нужно формировать средства для ее осуществления. А это очень большие деньги. Но, с моей точки зрения, государство здесь не должно проводить границу, только отбирая деньги у частного сектора. Если цена на нефть не будет существенно понижаться, то мы должны значительно снизить налоги, создать комфортную обстановку для частного бизнеса, дав ему возможность безопасно инвестировать в те сферы, которые он считает наиболее выгодными. И это гораздо лучший инструмент для диверсификации, чем любой другой.

Автор — научный руководитель Высшей школы экономики

Обсудить "Задернув занавески" на форуме
Версия для печати