КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеПять лет и пять тысяч рублей

11 НОЯБРЯ 2006 г. АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
evrazia.org
В прошлом году я написал текст «Как епископу стать контрабандистом?» — о том, как старообрядческого епископа Аполлинария пять лет обвиняли в контрабанде нескольких богослужебных книг, латунной ложечки для причастия и латунного крестика – на общую сумму то ли 500, то ли 580 рублей – и дважды признавали виновным в этом опаснейшем преступлении. Тогда в жизни епископа произошло знаковое событие – он был наконец оправдан судом. С тех пор прошло больше года – и приходится говорить о том, что эта история еще далеко не завершена.

Вначале о завершении судебного процесса. Оправдание владыки вызвало возмущение прокуратуры, которая решила опротестовать приговор в кассационной инстанции. Оказывается, епископ, «будучи образованным человеком, не мог не знать о принадлежности церковных книг, креста и ложечки для причастия к предметам старины». Действительно, епископу Аполлинарию в образованности отказать нельзя – он кандидат химических наук и доцент. Но ведь именно образованный человек знает, что массовые издания столетней давности, постоянно используемые в богослужебном обиходе, никоим образом нельзя отнести к предметам старины. Это для человека с невысоким уровнем образования любой увесистый том с «ятями» и «фитами» является ценнейшей реликвией, вне зависимости от того, что перед ним: старопечатное Евангелие или книга времен Николая II.

Однако и кассационная инстанция отказалась воспринять прокурорскую логику. Единственное, чего добились прокуроры – это еще пары с лишним месяцев волнений для немолодого (1949 года рождения) и не обладающего идеальным здоровьем епископа. Ведь любой нормальный человек при несправедливом обвинении в уголовном преступлении испытывает сильнейший стресс, который может проявиться как сразу, так и спустя некоторое время, когда, казалось, все проблемы уже позади и можно вернуться к привычной и спокойной работе.

С владыкой Аполлинарием случилось как раз второе – в октябре прошлого года, вскоре после победы в кассационной инстанции, он оказался в больнице с инсультом. Его знакомые рассказывали, что епископ на некоторое время даже утратил возможность говорить – в результате спазма кровеносных сосудов головного мозга. К счастью, ему удалось быстро восстановить силы и вновь начать участвовать в церковной и научной деятельности – но можно только представить себе, каких усилий это ему стоило. И какими могут быть последствия в дальнейшем.

Неудивительно, что оправданный епископ потребовал хотя бы частично компенсировать ему те страдания, которые он – человек солидный и благонамеренный – претерпевал в течение пяти лет. Значение имеет как моральная, так и материальная компенсация – как это принято во всех цивилизованных странах, в которых приоритетными являются права человека, а не какие-либо другие «высшие интересы». В российской Конституции этот принцип зафиксирован, но на практике к нему обычно относятся с пренебрежением как к сугубо декларативной норме.

Понятно, что прокуратура не стала добровольно извиняться перед епископом: ведь она до самого последнего момента настаивала на его виновности. Признать ошибку – значит нанести ущерб репутации государственного учреждения. Однако пойти на этот шаг все же пришлось – со значительным запозданием брянская прокуратура принесла-таки приличествующие извинения. Так что теперь, чтобы доказать свою добропорядочность, епископ сможет предъявить целую папку с двумя прошлогодними судебными решениями и одним извинительным письмом.

Что же касается «материальной» составляющей, то и здесь епископу удалось одержать победу – только своеобразную. 30 октября нынешнего года Советский (характерное название, оставшееся с тех времен, когда компенсации платили еще неохотнее!) районный суд Брянска принял решение удовлетворить иск к прокуратуре о возмещении епископу ущерба, причиненного в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности и осуждения. И присудил пострадавшей стороне компенсацию в размере пяти тысяч рублей – то есть по тысяче рублей за каждый год, пока тянулся судебно-следственный кошмар, посвященный пяти книгам, ложечке и крестику.

Епископ просил выплатить ему сумму, в 30 раз большую. Много? Но если учесть российские реалии, то речь идет о деньгах, на которые не купишь ни квартиру, ни сколько-нибудь престижную машину. Зная нестяжательность российских старообрядцев, можно предположить, что значительная часть этой суммы пойдет на нужды совсем не богатой церковной организации, отделившийся несколько лет назад от Древлеправославной церкви и возглавляемой епископом Аполлинарием.

Кроме того, пятитысячная компенсация – это своего рода знак того, что можно и дальше спокойно возбуждать дела по столь «хлипким» основаниям, а затем отделываться мелочной выплатой потерпевшему от правоохранителей. Лишь когда подобные процессы будут завершаться выплатой значимых сумм, можно будет говорить о появлении серьезного сдерживающего фактора на пути тех, кто любой ценой стремится осудить человека.

Владыка Аполлинарий, как видно, человек настойчивый. Он готов отстаивать свои интересы и в суде второй инстанции, и, если потребуется, в Страсбурге. Впрочем, «свои интересы» — термин явно недостаточный. По сути дела, речь идет об интересах всех пострадавших от подобных дел – ведь многие из них не решаются судиться с государством, будучи довольными уже тем, что оказались (или остались) на свободе. Похоже, что только «страсбургское» правосудие может подтолкнуть российскую судебную систему к тому, чтобы хоть как-то приблизиться к европейским стандартам в вопросах компенсации пострадавшим от неправомерных прокурорско-судебных решений.

Автор — заместитель генерального директора Центра политических технологий
Обсудить "Пять лет и пять тысяч рублей" на форуме
Версия для печати