Извинение и объяснение (Обращение к московскому руководству партии «Яблоко»)
«Сами по себе сходные интересы еще
не создают социальных отношений;
две собаки могут быть одинаково
заинтересованы в кости, а результатом
будет драка»
А.Р. Рэдклифф-Браун
Пора прекращать драку. Я знаю, что некоторые мои заявления и тексты были восприняты руководством партии «Яблоко» как несправедливые и оскорбительные. В связи с этим я приношу свои извинения, не вдаваясь в объяснение причин появления упомянутых текстов, их формы и степени обоснованности, считая это в сложившейся ситуации непродуктивным.
Гораздо важнее другое. Мы, последнее время с трудом находящие взаимопонимание и двигающиеся по расходящимся траекториям, на самом деле сближаемся в диагнозе происходящего. Этому способствуют действия режима Путина, а также тот предельно опасный и разрушительный путь, на который он (режим) толкает нашу страну. Следовательно, сходясь в диагнозе, мы имеем возможность совместно искать методы лечения. Для этого необходимо три условия.
Первое. Нужно использовать любые возможности, дабы не терять контакт. Например: я все еще, как понимаю, являюсь членом Общественного экспертного совета «Яблока», и я буду рад, если эта площадка будет продолжать свою работу, а я, как и прежде, буду в числе приглашенных. С другой стороны, демонстрирует свою эффективность более широкая переговорная площадка, созданная Всероссийским гражданским конгрессом – «Другая Россия». Участие в ней представителя (представителей) партии «Яблоко» позволит избежать многих недоразумений, вызванных либо неосведомленностью, либо использованием информации, порожденной провокаторами.
Второе. Прибегая к любым возможностям для контактов, надо на ранней стадии снимать взаимные претензии, не вынося их в публичную сферу, и прояснять позиции, которые каждая из сторон считает принципиальными.
Хочу воспользоваться данной возможностью, чтобы высказаться по вопросу, который я считаю принципиальным. Вот он: кто сегодня заслуживает не столь уж популярного титула «демократ»? Вы понимаете, что речь идет о банальных дебатах, возникших в связи с формированием переговорной площадки «Другая Россия»: с кем можно «на одной поляне…», а с кем нельзя, у кого какие грехи в прошлом и прочие чрезвычайно животрепещущие вопросы. Вот моя личная позиция, которая, к моей радости, разделяется сопредседателями ВГК.
Первая попытка строительства демократии в России, относящаяся к предшествующим временам ельцинской эпохи, оказалась в тупике по следующей причине. Мы спутали победу демократии с победой «демократов». Приверженность демократическим идеалам и принципам стала разделять политиков, а не объединять их. Сейчас появляется реальный шанс выйти из этого тупика, стереть эту границу. Это значит, что демократом является не только (и не столько) тот, кто принадлежит партии или движению с соответствующим термином в названии (пример – ЛДПР) или кто исторически принадлежит лагерю, который «клеймили» названием демократический. Демократ это тот, кто признает, что правила справедливой политической конкуренции несопоставимо важнее того, кто побеждает по этим правилам; кто, естественно, разделяет верховенство прав и свобод человека, кто не приемлет любую монополию – политическую или экономическую, кто отрицает любое превосходство – этническое, социальное, религиозное, классовое. Возможно, я что-то забыл, но надеюсь, что вы понимаете, что я имею в виду.
Все, кто считает победой демократии свою личную победу или победу своей партии; все, кто считает, что для этой победы можно прибегать к любым средствам, не попадают под этот критерий. Уверен, что вы согласны с этим.
Я считаю крайне непродуктивным оглядываться назад и заниматься поиском прегрешений в прошлом. Сейчас это непозволительная роскошь, выгодная только тем, кто, учреждая политический монополизм в России, использует его для разворовывания страны и боится вместе с поражением на выборах потерять все.
Да и не в них дело. У нас появляется сейчас реальный шанс стереть старую линию размежевания и начать формировать максимально широкий фронт – не политический, но фронт политиков, общественных деятелей, признающих базовые демократические ценности, готовых отстаивать демократические правила игры и действовать в соответствии с этими правилами. Только на этом пути у России появляется шанс на демократию, а это, одновременно, - шанс на ее выживание. Это серьезная «игра в долгую». Но нам нельзя затягивать. Пора идти вперед, не выворачивая шею назад.
Прошу считать это началом наших будущих продуктивных обсуждений.