КОММЕНТАРИИ
Вокруг России

Вокруг РоссииПутин решил поговорить с Шароном на его территории

25 МАРТА 2005 г. МИХАИЛ БЕРГЕР
Novayagazeta.ru
В конце апреля президент России Владимир Путин приедет в Израиль. Дата визита ни к чему специальному не приурочена – ни к открытию музея Ленина в Тель-Авиве, ни к проведению там коммунистического субботника. Но совпадение все равно забавное.

В день, когда стало известно о первом в истории наших отношений визите главы государства в Израиль, премьер Ариэль Шарон давал интервью ряду российских СМИ и в том числе «Ежедневному журналу». Это не более чем совпадение: поездка и беседа были запланированы задолго до появления информации о визите.

Шарон, сохранивший мощь спецназовца и в свои 77 лет, больше всего, конечно же, говорит о возможности мира с палестинцами: «Меня всегда представляли как генерала, который стремится к войне. Да, я участвовал во всех войнах, которые вел Израиль. Я прошел путь от солдата до генерала. Я терял лучших друзей и принимал решения, от которых зависела жизнь или смерть людей. Я видел все ужасы войны и поэтому в вопросах мира я понимаю больше многих политиков, которые о нем так пламенно рассуждают. Но мира без безопасности нет. Израиль готов на болезненные уступки ради мира. Но мы никогда не уступим в вопросах безопасности наших граждан. Ни сейчас, ни потом – никогда. Соглашения, подписанные в Осло, обернулись катастрофой для Израиля. Именно они способствовали расширению террора. Все было построено на обещаниях лауреата Нобелевской премии мира Ясира Арафата, но вместо мира случилась настоящая катастрофа. С конца сентября 2000 года террористы в Израиле убили 1 047 и ранили 7 142 человека».

Вице-премьер Израиля Шимон Перес «Ежедневному журналу»:
– Надо дать честную оценку Арафату: без него нельзя было начать мирный процесс. Но правда состоит и в том, что с ним этот процесс нельзя было бы продолжить.


«Все то время, - говорит Шарон, - что действовал Арафат, у нас просто не было партнера по переговорам. Как вести переговоры с человеком, чья стратегия – террор и убийства? Поэтому я выступил с программой одностороннего размежевания. И я обязательно выполню эту программу, принятую Кнессетом». (Программа размежевания предусматривает эвакуацию всех израильских структур –21 поселение и военные базы – из сектора Газа и вывод 4 поселений из северной части Западного берега реки Иордан к концу 2005 года. – «ЕЖ»). Что касается роли России в ближневосточном урегулировании, то для ее повышения – и я говорил об этом министру Лаврову и секретарю Совета безопасности Иванову – надо занимать более взвешенную позицию по отношению к сторонам конфликта. Я не говорю, что Россия должна соглашаться со всем, что говорит Израиль. Но важно, чтобы при голосовании в ООН и других международных организациях позиция России не всякий раз была антиизраильской и проарабской» (Резолюция Совбеза ООН от 20 мая 2004 года, в которой Совбез призвал Израиль «соблюдать свои обязательства по международному гуманитарному праву» и не разрушать дома палестинских беженцев в Рафахе. В поддержку резолюции высказались все 14 членов СБ, включая Россию. 20 июля было принято решение Генеральной ассамблеи ООН, требующее от Израиля подчиниться постановлению Международного суда в Гааге и демонтировать «разделительную стену» на Западном берегу реки Иордан. В поддержку резолюции проголосовали 150 государств-членов ООН, включая США и Россию. – «ЕЖ»).

Тем не менее создается ощущение, что Россия хочет усилить свое влияние в регионе другими способами. Например, расширением военно-технического сотрудничества с Сирией. Продажа Сирии ПЗРК, разговоры о возможной продаже ракеты «Искандер» – все это сильно напрягает всех в Израиле. Вот как прокомментировал ситуацию Ариэль Шарон: «Мы не вправе вмешиваться в то, кому, как и что продает Россия. Но мы хотели бы, чтобы такое оружие, как «Искандер», не попадало на Ближний Восток. Пока продажа таких ракет – всего лишь слухи. Но даже если речь идет о другом оружии, главное, чтобы оно не попадало в руки террористов. А проследить за этим и гарантировать, что такого перехода не будет, практически невозможно».


Понятно, что торговля оружием, которым Сирия легко может снабдить, как бы невзначай, террористов из «Хезболлы» или другой террористической организации, будет одной из тем переговоров Путина и Шарона во время предстоящего визита президента России в Израиль. Удастся договориться или нет – неизвестно, но некоторые влиятельные политики высказывают осторожный оптимизм, подчеркивая важность самого факта визита.

Вице-премьер Израиля Шимон Перес «Ежедневному журналу»:
– То, что глава России впервые в нашей истории приезжает в Израиль, говорит о существенных переменах в самой России, об изменении ее подходов к Ближнему Востоку. Это уже не идеологическая, а политическая Россия, которая выступает в поддержку мира.



Редакция «Ежедневного журнала» благодарит Посольство государства Израиль в Москве и МИД Израиля за организацию встречи и помощь в подготовке беседы с премьер-министром Ариэлем Шароном и другими представителями израильского правительства.
Версия для печати