Шанс российских либералов
Результат Союза правых сил на региональных выборах в Пермской области – 16% — свидетельствует о том, что единый либеральный список имеет реальный шанс попасть в Государственную думу следующего созыва. Надо только, чтобы этот список был достаточно убедительным для избирателей и при этом единственным серьезным политическим проектом в своей части политического спектра.
В последнее время сложилось устойчивое представление о том, что либералы неизбежно проиграют и следующие парламентские выборы. Что идеи модернизации российского общества на основе либеральных ценностей полностью отвергнуты этим обществом, которому придется выбирать между единороссами и справедливороссами. Что либералам самая дорога на диссидентскую кухню. Теперь выясняется, что это не так.
На это можно возразить — не являются ли результаты пермских выборов исключением, подтверждающим печальное для либералов правило. Определенные основания для такого суждения вроде бы есть. Понятно, что Пермская область значительно либеральнее, чем абсолютное большинство российских субъектов Федерации: с этим в значительной мере связан и результат СПС. Кроме того, на этих выборах свою роль мог сыграть фактор Никиты Белых – лидер правых еще не так давно был пермским вице-губернатором и хорошо знаком местной элите. Для Белых эти выборы носили «знаковый» характер – в случае провала ему, скорее всего, пришлось бы подумать об уходе с партийного поста: тем более что в его активе не было громких побед на выборах. Теперь же он показал свою способность решать серьезные электоральные задачи.
Однако Пермь – не единственный пример. Приведем еще один, менее нашумевший: в минувшем октябре в Новгородской области в выборах участвовала совершенно неизвестная на федеральном уровне партия «Свободная Россия», которая не так давно выполняла не слишком привлекательную роль спойлера («отбирателя голосов») у «Яблока» во время избирательной кампании в Мосгордуму. Тогда «Свободная Россия» оказалась среди аутсайдеров, а в Новгородской области получила 11% — в условиях, когда СПС и «Яблоко» не приняли участия в выборах. Точно также и сейчас в Перми – «Яблоко» уступило место правым, а слухи об участии в кампании спойлеров (все той же «Свободной России», а затем Демпартии России, благополучно перерегистрированной по новому закону, после того как доблестно не допустила в свои ряды Михаила Касьянова) так и не реализовались.
С чем связан успех «Свободной России» в Новгороде? Может быть, с личностью лидера – но возглавлявший ее список бизнесмен Бабкин доселе был неизвестен в Новгородской области, а на федеральном уровне он и сейчас не является сколько-нибудь «раскрученной» фигурой. Похоже, что дело в другом: у определенной (не столь уж малой) части избирателей есть потребность голосовать за либеральную партию, которая не несла бы на себе груз поражений прошлых лет. Поэтому, в условиях дефицита предложения, новгородские избиратели оказались готовы поддержать и «Свободную Россию», особо не задумываясь над тем, идет ли речь о реальной либеральной политической силе или о полувиртуальном проекте, рассчитывающем на благосклонность Кремля.
Таким образом, в одном субъекте Федерации либералы получили 16%. В другом — партия, «косящая» под либералов, с ходу берет 11%. Напомним, что в Москве в условиях тяжелейшей электоральной борьбы (спойлерство «Свободной России» — только одна из ее многочисленных проблем) даже «Яблоко», изрядно морально износившееся за время своего существования, смогло получить те же 11% — разумеется, при том условии, что СПС не выдвинул конкурирующего списка. Еще не так давно правые проходили на выборах в законодательные собрания в тех регионах, которые раньше относились к так называемому «красному поясу» – Брянской, Рязанской, Курганской областях, хотя и не со столь успешным результатом, как в Перми. Если в более модернизаторски настроенных регионах либералы могут получить 11-16%, а в устойчиво традиционалистских – 5-8%, то такого результата должно хватить, для того чтобы получить парламентскую трибуну на федеральном уровне, преодолев даже повышенный по сравнению с выборами 2003 года 7%-ный избирательный барьер.
Отметим также, что правые проводили в Перми ярко выраженную социально окрашенную кампанию. Они старались понятным языком говорить о таких проблемах, как повышение пенсий и пособий, равные возможности для всех граждан, стандарты социальной защиты в России и странах с высокоразвитой рыночной экономикой и устойчивыми демократическими традициями. При этом они не ударялись в дешевый популизм, который неэффективен для тех российских избирателей, которые не исключают для себя возможности проголосовать за либеральные политические силы. Только так модернизаторски настроенные политики могут выигрывать выборы – это, кстати, относится не только к России, но и к другим странам. Сильная и выигрышно «упакованная» социальная программа – неизменный атрибут избирательной кампании либералов в любой стране Европы – хоть «старой», хоть «новой».
Так что шансы на успех есть. Надо только выдвинуть серьезных, электорально перспективных лидеров и согласовать формат участия либералов в выборах так, чтобы не допустить очередного столкновения СПС и «Яблока», угрожающего фатальным расколом электората и очередной упущенной возможностью.
Автор — заместитель генерального директора Центра политических технологий