КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеНога ногу топчет

8 ДЕКАБРЯ 2006 г. АНТОН МУХИН
itogi.ru
В среду депутаты петербургского Законодательного собрания (ЗакСа) назначили дату собственных выборов – они пройдут в единый день голосования в марте следующего года. Главные участники процесса – обе кремлевские ноги – еще несколько месяцев назад начали соревноваться, кто лучше покутит на выборах. Пока, хотя и с незначительным отрывом, лидирует «Единая Россия». Вообще борьба двух партий власти, для которых Петербург станет основным полигоном перед думскими выборами, зрелище необыкновенно увлекательное и поучительное. А результат ее может превзойти самые смелые ожидания.

Расхожее мнение, что выборы в петербургский ЗакС станут репетицией думской кампании, не совсем справедливо. Хотя все 50 депутатов городского парламента избираются по партийным спискам, избиратели, приходя на участки, будут голосовать не за партию, а за выдвинутого от партии в данном округе кандидата. Соответственно и места в списках победивших партий (то есть преодолевших 7-процентный барьер по сумме поданных за участников ее списка голосов) будут распределяться в зависимости от того, сколько кандидат набрал в своем округе – чем больше голосов, тем больше шансов на кресло в парламенте. Есть, правда, еще первые тройки списка – по аналогии с федеральной частью партсписка на думских выборах. Такая схема стала плодом компромисса между руководством «медведей» и Смольным, которым выгодно полностью партийное голосование, и рядовыми депутатами, опасавшимися, что места в партийных списках будут распределяться исключительно между спонсорами. Зато теперь никто не может предсказать, на что в большей степени будут ориентироваться избиратели, взявшие в руки бюллетень – на партийный бренд или на фамилию кандидата. Потому что бабушке-избирательнице совершенно все равно, в какой России – «Единой» или «Справедливой» — состоит любимый депутат, регулярно выдающий ей продуктовый набор. Лишь бы не в «Другой».

Так что итоги голосования могут очень сильно отличаться от привычного рейтинга самих партий. В этом смысле петербургские выборы – не показатель для будущей думской кампании. Однако здесь, безусловно, будет генеральный смотр сил, а также ярмарка невест, на которой все желающие смогут найти себе союзников по вкусу и по средствам.

Помимо двух властных ног на выборы двумя враждующими колоннами пойдут демократы – СПС в союзе со Смольным и «Яблоко», включив в свой список всех имеющихся в наличии либеральных оппозиционеров. Теоретически у «Яблока» шансов больше, поскольку оно в отличие от конкурентов подавало некоторые признаки жизни, участвуя во всех городских акциях протеста, и имеет своих депутатов в ЗакСе. Но удастся ли яблочникам преодолеть 7-процентный барьер, особенно если часть их голосов заберут эспээсовцы, неясно.

Наиболее населенным окажется левый фланг – помимо «Справедливой России» и КПРФ там будут «Патриоты России» Геннадия Семигина (в Петербурге под этим флагом выступают актив и депутаты «Родины», отказавшиеся идти к Миронову), а также полуреанимированный СЕПР (Социалистическая единая партия России) президентского товарища по татами Василия Шестакова. «Патриоты» имеют шансы преодолеть барьер, но основная их задача, как и у СЕПРа – оттягивать голоса у «второй ноги». Пытаясь сохранить свою фракцию в ЗакСе, будут участвовать в выборах и элдепээровцы.

Основная борьба развернется между «единой» и «справедливой» Россиями. Ни для кого не секрет, что из двух ног Валентина Матвиенко предпочитает первую – и потому, что уже привыкла работать с «медведями», и потому, что у нее давняя нелюбовь с Сергеем Мироновым. При всем при том, однако, губернатор не хочет возглавлять список «Единой России», несмотря на настоятельные просьбы со стороны партийцев. Если им не удастся уломать губернатора (то есть если ей не поступит прямой приказ из Кремля), «первая нога», по мнению социологов, наберет на 10-15% голосов меньше, чем могла бы с губернатором во главе. Позицию Валентины Ивановны нельзя не признать несколько эгоистичной: едва только была объявлена дата выборов, она подала президенту прошение о переназначении ее губернатором, чтобы быть утвержденной еще нынешним, единороссовским составом ЗакСа. Откровенно потребительское отношение Матвиенко к «Единой России» должно огорчить «медведей», но публично обижаться на губернатора за четыре месяца до выборов они не рискнут.

Обе ноги стартовали в публичном пространстве одновременно и синхронно провели первую пиар-кампанию: поздравили матерей Петербурга с Днем матери 26 ноября (благодаря им, собственно, горожане и узнали об этом празднике). Потом «Единая Россия» еще поздравила саму себя с пятилетием.

Вне зависимости от того, кто победит в войне двух ног, сам факт ее начала – на региональных выборах в октябре и теперь в Петербурге — полностью изменил политическую атмосферу. Раньше всякий, кто был против «Единой России», автоматически становился маргиналом. Не важно, будь это депутат Госдумы от КПРФ на служебной машине с мигалкой или функционер непарламентской партии «Яблоко» в дырявых штанах, все понимали: они – отщепенцы, находящиеся вне государственной системы принятия и исполнения решений, бесполезные с политической точки зрения люди. Редкие публичные споры внутри «Единой России» или между ее сателлитами не выходили за рамки доктрины демократического централизма КПСС.

Теперь же две партии власти, не особо скрываясь, печатают в газетах заказухи друг на друга. Политическая система не становится от этого многополярной, поскольку полюс все равно один, но она перестает быть однополярной, поскольку этот единственный полюс раскалывается. Раскалывается не где-то там, наверху, внутри одного здания на Старой площади, а здесь, внизу, на глазах у удивленных подданных и местных элит. При том, что именно идеология единственности является основой нынешней политической системы. Владимир Путин популярен не потому, что он такой хороший, а потому, что, кроме него, никого нет. Партия «Единая Россия» побеждает на выборах не потому, что сильно нравится избирателям — просто она единственная, имеющая отношение к управлению государством, а все остальные – болтуны и маргиналы.

Кремль не мог не создать «вторую ногу» — иначе его разорвало бы от внутренних противоречий. Но, создав ее, он изменил собственную среду обитания. Едва ли дестабилизирующие тенденции в полной мере отразятся на выборах в Петербурге. Они еще только зарождаются, а обе партии власти только привыкают к вкусу крови друг друга. Но, хорошенько потренировавшись, они пойдут на думские выборы, и вот тогда вся система вертикали власти и может пойти вразнос.

Санкт-Петербург
Обсудить "Нога ногу топчет" на форуме
Версия для печати