КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеИТОГИ ГОДА. Жизнь в условиях неопределенности

2 ЯНВАРЯ 2007 г. ЕВГЕНИЯ АЛЬБАЦ
2s2.ru
Ответ на вопрос «чем сердце успокоится в 2007 году?» — а собственно разговор о прогнозах на будущий год предполагает ровно это — правильнее всего было бы адресовать гадалкам. Тем, кто водит пальцем по руке или раскладывает карты.

Ибо то, что «бубновому королю выпадает дорога» столь же информативно, как и то, что Владимир Путин, согласно Конституции, должен покинуть свой президентский офис в 2008 году. Естественно, самое интересное, это – куда «дорога»? А вот сего вам ни одна гадалка – с регалиями политолога или с розой в волосах – не скажет. Тоже – и с судьбой «валетов» всех мастей: ну легла ему на сердце пиковая дама, ну кодировали мы эту масть словом «Роснефть» по цвету углеводорода, а червонную, вторя парламентариям, назвали «Росспиртпром» и – что от того? А вдруг – бубновый валет под личиной депо «Москва-Сортировочная» в прикупе?

Единственное, что радует, так это то, что мизер, какие бы карты не были у нас на руке – от рядового гражданина до президента – с дырками. Конечно, славно бы знать, кому достанется «паровоз» и кого поставят на реальные и вполне конкретные деньги – ну хотя бы для того, чтобы не оказаться рядом, но по большому счету и это не так уж важно. Следующий год будет такой, что бледнеть поочередно будут все, ибо ожидание неприятностей, или, переходя на язык более приличествующий такому изданию, как «ЕЖ», оппортунистического поведениия со стороны властей, правоохранительных органов, работодателей, рынка станет повсеместным и всеоблемющим.

Ибо одно можно предсказать, не боясь потерять лица: следующий, 2007 год пройдет в условиях полной неопределенности, которая будет самым серьезным образом корректировать поведение всех игроков политического и экономического рынка.

Причем, это утверждение будет справедливым, даже если мы заложим в «дано» условие, что все игроки будут вести себя рационально, то есть исходить исключительно из собственных интересов.

Ну, например, допустим, что министр обороны Сергей Иванов твердо решил побороться за пост преемника В. В. Путина – а иначе, чем объяснить то, что в последние несколько дней он заполонил собой страницы газет и экраны центральных каналов телевидения без всякого специального на то информационного повода? Он же не Е. Петросян, прости господи, и не куратор жизненно важных для малообеспеченных слоев национальных проектов, так? Он ровно из другого места – из того, где у этих самых слоев оттягивают деньги на строительство станций слежения за мифическими врагами России, которые, согласно докладу его коллеги из ФСБ Н. Патрушева, проникли во все щели нашего государства, не замеченные никакими станциями слежения. Один Датский совет по беженцам, кто бы спорил, требует строительства пары новых атомных субмарин, оснащенных морскими ядерными ракетами «Булава», кои, правда, пока плохо летают. Про Британский совет, финансирующий школы с углубленным изучением английского языка, и не говорю.

И если с Петросяном я, может быть, чуть поторопилась – ну действительно, министр обороны, который после всех историй о том, как молодых людей хватали и били в собственных квартирах или на улицах и по сходной цене сдавали на призывные пункты, ни словом о том не упоминает – и не денонсирует эти происки врагов России — в своих интервью (а журналисты, ребята славные, о том и не спрашивают) – такой министр обороны начинает кое в чем смахивать на телевизионного шута, призванного с единственной целью – заставить слушателей забыться, выкинуть из головы проблемы реальные и запостить мозги идеей новейшего времени – например, кругом враги!

Однако и с этой самой рациональностью в случае с министром обороны возникают сомнения . Понятно, что в авторитарном государстве преемники не борются за рядового избирателя и потому могут позволить себе сказать, как сказал тот же Иванов в интервью газете «КоммерсантЪ», про историю Андрея Сычева: «Пережили и – пошли дальше» (памятуя, что реальный Сычев никуда пойти не может, поелику ему нечем ходить) Но поддержка или, напротив, противостояние элитных групп для них имеет серьезное значение. И, следовательно, они должны как-то концентрировать вокруг себя те группы, кои более или менее разделяют их интересы. В случае министра обороны это – интересы военно-промышленного комплекса. Однако тут мы выясняем, что и внутри этого клана идет серьезная война, в которой Сергею Иванову, как опять же следует из его публичных выступлений, противостоит Сергей Чемезов, глава набирающего мускулы «Рособоронэкспорта».

Что это значит? Сергей Чемезов, как спекулируют некоторые, тоже возможный преемник, хотя и не первого ряда? Дублер Иванова, как Дмитрий Козак – дублер Дмитрия Медведева?

Или же дело вовсе не в этом? И просто уровень недоверия внутри властной вертикали зашкаливает в силу, как учит нас институциональная теория, «непроверяемости и ненаблюдаемости ключевых параметров взаимодействия между сторонами договора», когда не только долгосрочные, но и среднесрочные контракты становятся слишком затратны. И каждый, страхуя риски, пытается аккумулировать в своих руках как можно больше экономических ресурсов, чтобы потом либо обменять их на политическую поддержку, либо – собрать необходимый капитал где-нибудь на Каймановых островах, дабы в комфорте и уюте пережить политпотрясения в Отечестве?

Убеждена, будь у нас возможность – и вполне интимно – задать ровно тот же вопрос В.В.Путину, он не смог бы дать на него ответ, поскольку не знает ответа на другой, для него самый существенный: «Уйти? А – выживу ли? Остаться? А что – потом?».

Между тем, когда ключевые игроки политического, а, в наших условиях, и экономического рынка, с точки зрения внешнего наблюдателя ведут себя столь иррационально, то нервозность от этого разносится не только по всей властной вертикали сверху вниз, но и по всем направлениям. В кого – вкладываться? В Иванова? А вдруг – Чемезов? В Медведева? А вдруг – Якунин? В Матвиенко? А кто будет кукловодом? Или лучше — прикупить домик в Лондоне и гражданство в Доминиканской республике?

Впрочем, последнее не всем по карману или не для всех привлекательно. Следовательно, выборной оброк так и так нести – и на региональных и на федеральных спектаклях народного волеизъявления.

И вот тут уже тремор может охватить и вполне политически индифферентных обывателей – когда, скажем, они придут в продуктовый магазин. Расходы на жену, семью и любовницу – выборы тут или не выборы – никто не отменит, жертвовать виллой на Женевском озере или дачкой в дальнем Подмосковье – никто не захочет, следовательно, оброк будут платить с повышения цены на товары и сервисы. Плюс — популистские обещания на самом верху, необходимость удовлетворять их из бюджета, и как следствие — инфляция. Можно тут, конечно, сказать, что подобных апатичных обывателей вовсе и не жалко, были бы умнее, думали бы за кого и как раньше голосовали или, напротив, сидели дома, когда от их голосов еще что-то, в отличие от нынешних и будущих времен, зависело.

Однако к искомому вопросу — «чем сердце успокоится?» — сие имеет уже малое отношение. Ответ: в политике – ничем. Одна головная боль. Остается – частная жизнь. Если, конечно, ее удастся от политики защитить.

Закрыть шторы. Приглушить свет. Бокал хорошего вина. И – обрыв кадра, как было в фильмах в славные советские времена… С Новым годом, дорогие то… сограждане!
Обсудить "ИТОГИ ГОДА. Жизнь в условиях неопределенности" на форуме
Версия для печати