КОММЕНТАРИИ
В регионах

В регионахСлучай для Большого жюри

27 ДЕКАБРЯ 2006 г. ЗОЯ СВЕТОВА
hro.org
Заявление Николая Патрушева, высказавшегося накануне Дня чекиста по поводу Датского совета по беженцам и его вредоносной деятельности на Северном Кавказе – не случайность. Оно вполне укладывается в целенаправленную кампанию по дискредитации неправительственных организаций вообще (вспомним историю со «шпионским камнем»!), а особенно — работающих на Северном Кавказе и, в частности, в Чечне.

Представители Датского совета по беженцам уже возразили директору российской ФСБ, пытаясь оградить себя от столь серьезных обвинений. К сожалению, не все общественные организации в состоянии себя защитить — даже когда в причастности к делу терроризма их обвиняет не Николай Патрушев, а совершенно независимое российское телевидение. Более двух месяцев прошло с тех пор, как сотрудники работающей в Чеченской Республике организации «Спасем поколение» послали руководству телеканала НТВ письмо с требованием «публичных извинений за клевету, ложь и покушение на добрую репутацию». Ответа так и не последовало. 13 октября в программе «Чрезвычайное происшествие» был показан документальный фильм, посвященный «нехорошим» неправительственным организациям, работающим в Чечне. Там, в частности, говорилось о руководителе НКО «Спасем поколение» Мураде Мурадове, который, по данным правоохранительных органов, якобы являлся членом незаконных вооруженных формирований и был-де уничтожен во время спецоперации в Грозном:

«15 апреля 2005 года во время проведения военной операции в городе было оцеплено несколько кварталов. Спецназ ФСБ блокировал одну из квартир девятиэтажного жилого дома. По оперативной информации, там находилось несколько боевиков, среди них — связник Шамиля Басаева. На предложение сложить оружие бандиты отвечают ожесточенным огнем. Спецназ приступает к штурму. В ходе операции получили смертельные ранения пять сотрудников ФСБ. Потом в квартире начался пожар. У одного из бандитов взорвался так называемый пояс смертника. На место вызвали пожарных. Когда потушили огонь, выяснилось, что все, кто находился в квартире, погибли.

Говорит начальник управления общественных связей ФСБ по ЧР Юрий Росинский:
«Уничтожено шесть участников незаконных вооруженных формирований, в числе которых являлся сам Мурадов... Следственная группа обнаружила труп Мурада Мурадова, на котором находилась кобура, прикрепленная к поясу... Несколько магазинов были еще не отстрелены. Пистолет лежал рядом с ним. Понятно, что этот человек отстреливался».

Такова заботливо изложенная НТВ версия сотрудников ФСБ ЧР, охотно дающих комментарии в этой программе.

Между тем, если выяснить некоторые подробности, можно было бы усомниться в официальной версии гибели Мурада Мурадова. Да, руководитель организации «Спасем поколение» снимал квартиру в том самом доме № 141 по ул. Богдана Хмельницкого, в котором 15 апреля 2005 года была проведена спецоперация. Более того — снимаемая им квартира находилась на том же этаже, что и квартира, в которой силовые структуры блокировали неизвестных вооруженных людей.

Но вот Общество российско-чеченской дружбы провело собственное расследование. Опираясь на свидетельства очевидцев, удалось установить, что Мурад Мурадов и его друг Исмаил Кадаев попытались выйти из квартиры Мурадова уже после того, как началась спецоперация. На улице они были задержаны оцепившими дом представителями силовых структур и увезены в неизвестном направлении. С тех пор ни Мурадова, ни Кадаева в живых больше никто не видел.

Но, быть может, корреспондентам НТВ не удалось раздобыть никакой информации, которая побудила бы их усомниться в официальной версии? Отнюдь. Корреспонденты НТВ встречались с юристом организации «Спасем поколение» Мусой Джабраиловым, брали у него интервью. Неужели они не услышали эту, неофициальную версию исчезновения и гибели Мурадова, в корне отличающуюся от версии ФСБ?

В организации «Спасем поколение» корреспондентам НТВ показали документы, полученные из официальных чеченских структур, — эти документы подкрепляют версию правозащитников. Однако в передаче «ЧП» о них не говорится ни слова.

Почему корреспонденты «ЧП» предпочли поверить словам представителей ФСБ о том, что в квартире был найден труп Мурадова с пистолетом и магазином патронов, а не официальному ответу, подписанному начальником Департамента административных и правоохранительных органов Аппарата президента и правительства Чеченской республики В.Х. Гакаевым? Отвечая на письмо коллег Мурадова, этот высокопоставленный чеченский чиновник сообщает, что «по данным МВД ЧР 27.04.05 Мурадов М.Х. отпущен». Из этой бумаги следует не только то, что 27 апреля 2005 года Мурад Мурадов был еще жив — подобного рода ответы нередко получают родственники «исчезнувших» людей: «Забрали, но выпустили, где он теперь – не знаем». Важнее то, что правоохранительные органы и спецслужбы не имели к Мурадову никаких претензий!

Куда более существенным доказательством непричастности Мурадова к террористическому подполью служит письмо из прокуратуры Чеченской республики от следователя по особо важным делам О. Б. Терещенко — оно датировано 21 февраля 2006 года и адресовано начальнику судебно-медицинской лаборатории в Ростове-на-Дону. Терещенко разрешает выдать для захоронения «труп № 503, принадлежащий согласно судебно-медицинской и молекулярно-генетической экспертизы № 124 от 14.09.2005 года 16 ГЦСМ и КЭ г. Ростова-на Дону, гражданину Мурадову Мураду Хамидовичу... Согласно полученной информации из УФСБ РФ по ЧР, компрометирующих материалов в отношении Мурадова М.Х., в том числе, что он являлся участником НВФ, нет. Данных о причастности Мурадова М.Х.... к совершению преступлений террористического характера не имеется».

Как известно, тела террористов для захоронения родственникам не выдают. Раз тело Мурада Мурадова родственникам выдали, значит, он — не террорист. Неужели авторы передачи «ЧП» не знали об этом? А если знали, то почему показали в передаче заведомую ложь, опровергаемую официальными документами?

Посмели и показали. Потому что были уверены, что никто их за руку не схватит. Сотрудники НКО «Спасем поколение» после исчезновения Мурадова пережили несколько обысков в самой организации, их неоднократно допрашивали, им угрожали. Семья Мурадова также сильно напугана. Его сестра даже не подала заявление в прокуратуру. Единственное, на что отважились в организации «Спасем поколение» — послали письмо в редакцию телеканала НТВ.

hro.org
Впрочем, случай с Мурадовым не единственный. Иллюстрируя историю Элины Эрсеноевой, внештатной сотрудницы газеты «Чеченское общество», которую некоторые источники называют одной из жен Шамиля Басаева и которая была похищена в августе этого года, авторы программы "ЧП" показали интервью ее матери Маргариты. При этом стыдливо умалчали о том, что сама Маргарита была похищена 2 октября и до сих пор о ее судьбе, так же, как и о судьбе дочери, ничего неизвестно.

Когда передача готовилась к эфиру, Маргарита Эрсеноева уже исчезла. И, тем не менее, ее интервью остается в передаче. Очевидно, что интервью матери нужно для сюжета об Элине. Ссылаясь на нее, диктор «ЧП» намекает на похитителей ее дочери: «Ее мать считает, что таким образом бандиты решили себя обезопасить. Элина могла знать слишком многое». Если бы телезрители узнали о том, что и сама Маргарита похищена неизвестными, то разрушилась бы «стройная» версия похищения дочери. Как признавалась мать в интервью НТВ, она ничего не знала ни о дочери, ни о том, что ее зять — Шамиль Басаев.

Между тем, по данным Центра «Демос», за два дня до своего похищения Элина Эрсеноева обратилась в Международную Хельсинскую федерацию с просьбой о помощи. Она утверждала, что ее саму и ее семью уже некоторое время преследуют местные силовые структуры — «кадыровцы».

Судя по всему, программа «ЧП» должна стать предметом изучения Большого жюри Союза журналистов. В его компетенции разобраться с авторами этой программы и заставить их отвечать за свои слова. Ведь мертвые и похищенные не в состоянии себя защитить.
Обсудить "Случай для Большого жюри" на форуме
Версия для печати