КОММЕНТАРИИ
Вокруг России

Вокруг РоссииКонец Туркмении

25 ДЕКАБРЯ 2006 г. АНТОН ОРЕХЪ
geo.ya.com/apn-nn.ru
Народный совет Туркмении выдвинул кандидатов на пост президента. Вообще довольно странно, что самой первой реакцией на смерть Ниязова, по крайней мере, в новостных программах, был вопрос: кто же станет его преемником? Не понимаю, какой смысл в политических прогнозах для страны, где только сейчас принимают Закон о выборах президента. Президент все это время существовал, а закона не существовало.

Для страны, где вместо политической системы был религиозный культ. Где богом был живой человек, написавший свою собственную Библию или, если угодно, Коран. О каких предвыборных шансах можно говорить там, где никогда не было выборов? Не было партий, политиков, общественного мнения. Даже бюрократия существовала в форме броуновского движения, непрерывно тасуемая и перетряхиваемая (в слове «перетряхиваемая» хочется даже заменить одну букву).

Многие пытаются рассматривать возможные сценарии дальнейшего развития событий (хотя до сих пор Туркмения не знала никаких сценариев, кроме одного), но это уже, в сущности, и не важно. Значение этой страны в мировом масштабе ничтожно. Даже в масштабе СНГ. Да, у нее много газа. Но газа на планете много во многих местах. А вообще 99 человек из 100 на карте Туркмению просто не найдут и сказать про нее нечего не смогут. Кроме одного. Туркменбаши.

Ниязов и был сама Туркмения. Он не просто олицетворял ее, он ее заменял! Много ли нам известно о происходившем при Сапармурате в его государстве? Даже нам, россиянам, ничего толком неизвестно. При том, что там, например, есть огромнейшая проблема русскоязычного населения, на которую благополучно плевало наше российское русскоязычное руководство. Много на что в Туркмении плевало и американское руководство. На мой взгляд, во всем мире был только один еще более дикий режим — северокорейский, и уж точно Туркменбаши не лучше Саддама. Но Ниязов не называл папу американского президента «земляным червяком», а наоборот был кроток и вежлив, соблюдал нейтралитет и пиетет, а, стало быть, имел право делать все, что ему вздумается. Он и делал, и дела до его дел не было никому.

Зато полмира видело его килограммовый «кохинор» на пальце! А кто не слышал про «Рухнаму», которая летала в космос? Про закон о золотых зубах, про переименование всех месяцев, про разделение человеческой жизни на периоды от рождения до 109 лет? Кстати, сам Сапармурат только недавно вступил в период старости, но ему оставалось еще семь лет до периода мудрости! А ледяной дворец в пустыне, а сотни прочих чудачеств из «Тысячи и одной ночи» вперемежку с «Записками сумасшедшего» и «Кратким курсом»! Об этом знали, это видели — это и была Туркмения.

И этой Туркмении больше нет, и не будет. Потому что невозможно поставить на поток производство Туркменбаши. Богов не избирают из шести кандидатов в определенный день. Богами становятся. За 21 год или чуть меньше. Для этого недостаточно быть даже внебрачным сыном бога (как говорят о Бердымухаммедове, главном кандидате на пост президента), для этого необходим особый кураж и химический состав мозга. Поэтому Ниязов неповторим. Поэтому Туркмения после его смерти займет свое настоящее — скромное — место на карте и в карусели мировой политики. И что бы там ни происходило, кто бы там ни правил, сюжет об этом будет идти в новостных лентах на 150-м месте, как вести из неспокойного Восточного Тимора или с Фиджи, где посреди пляжного рая случился переворот.
Обсудить "Конец Туркмении" на форуме
Версия для печати