ИТОГИ ГОДА. Опыт энергетической дипломатии
Важными событиями для России в прошлом году были два ее председательства – на саммите "большой восьмерки" и в Комитете министров Совета Европы. В Совете Европы за Россией остались долги – ни шестой, ни четырнадцатый протоколы к Европейской конвенции по правам человека Москва не ратифицировала. Шестой протокол – об отмене смертной казни, четырнадцатый – о реформе Европейского суда.
Убежден, что их ратификация "суверенной демократии" ничем не угрожает. И отказ от ратификации никаких национальных интересов, по большому счету, не защищает. Практикой доказано, что количество особо тяжких преступлений от загрузки палачей не зависит: в странах, где высшая мера в виде отсечения головы, расстрела, забивания камнями, повешения и проч. отменена, оно, во всяком случае, не выросло. Что касается реформы Европейского суда, то, судя по нынешнему состоянию этого полезного института, она неотвратима. Четырнадцатый протокол всего лишь первый шаг, и объявлять себя заведомым противником этого суда непрактично. Напомню, что в Совет Европы Россия вступила добровольно, зная, конечно, о его во многом "правозащитной" направленности работы. И надо полагать, что будущий год для российской делегации в ПАСЕ будет непростым.
Другое важное событие – победа демократов на промежуточных выборах в США. Рано утверждать, но, судя по всему, лидер однополярного мира несколько устал. Лидером он, по-видимому, все-таки останется, а вот гегемоном вряд ли. Оказалось, что при чрезвычайном положении в мире одинаково непросто и слабым, и сильным. Республиканская администрация практически признала свое поражение в Ираке. В следующем году отношения США с Россией останутся прежними. В частности, риторика американцев ничуть не смягчится, в особенности, по энергетическим проблемам. А совместные с Россией проекты по борьбе с терроризмом, нераспространению оружия массового уничтожения и космосу продолжатся.
Самым конфликтным регионом в прошлом году оставался "расширенный" Ближний Восток. Таким он, скорее всего, останется и в будущем году. Так думает большинство экспертов. Напряженность там может перейти даже в большую региональную войну. Ирак, кажется, уже созрел для гражданской войны. В случае его раздела, неизбежно вмешательство Турции на севере, а также Ирана — в районе шиитского полумесяца. В Палестине перестреливаются сторонники ХАМАС и ФАТХ, не забывая выпускать ракеты в сторону Израиля. В послевоенном Ливане – политический кризис, который вполне может разрешиться военными действиями. Иран претендует на роль региональной державы, и его амбиции усилятся, если распадется Ирак. Это не устроит ведущие арабские страны. Между тем, мировое сообщество в прошедшем году так и не решило проблем иранского ядерного досье. Ко всему можно прибавить проблемы в Сомали и Судане. В последних числах декабря эфиопская регулярная армия вмешалась в междоусобицу в Судане — опасный расклад не только для этого региона. Нужна широкая международная конференция по Ближнему Востоку, которая могла бы смягчить там напряженную обстановку. А сегодня, кажется, у всех участников ближневосточных конфликтов "есть оружие, но нет выхода".
Окно в Европу для России остается открытым. Да и вряд ли кто с той стороны всерьез хотел бы его захлопнуть. Прогнозируют, что в будущем году Евросоюз станет еще более жестким по отношению к России. Но Евросоюз политикой как таковой почти не занимается, ею занимаются европейские СМИ. Но трудно вообразить, что еще можно ужесточить на страницах газет. Надо сказать, бюрократия Евросоюза нацелена скорее на деловые интересы, предпочитает заниматься природным газом, мясом, визами и проч., а не универсальными ценностями. Для этого есть Совет Европы. Понятно, что в течение следующего года Европа не найдет нового поставщика энергоресурсов и с Россией ей придется сотрудничать. Начнется работа над новым Соглашением о партнерстве и сотрудничестве. Хотя у Евросоюза больше внутренних, чем внешних проблем – он слишком быстро расширяется.
Но прошедший год для России был, безусловно, годом энергетической дипломатии.
Он начался с отключений газовой трубы, идущей на Украину. А закончился возвращением месторождения «Сахалин-2». На саммите "восьмерки" в Петербурге главным вопросом была энергетическая безопасность. На саммите НАТО в Риге военно-политический альянс. Но поговорив об Афганистане, тоже стали обсуждать энергетическую политику. Из-за океана раздался призыв к НАТО оказывать давление на "непослушных" поставщиков энергоресурсов. Польша сорвала начало переговоров о новом Соглашении с Евросоюзом, сославшись, помимо мяса, конечно, на не ратифицированную Россией Энергетическую хартию. Россия "напугала" Европу перспективными поставками газа Штокмановского месторождения. США весь год хлопотали, чтобы нефть из Центральной Азии шла мимо России. Москва, в свою очередь, объявляла о готовности направить свои трубопроводы на Восток.
Весь год во всех претензиях к России присутствовал ее "энергетический империализм" и в любых случаях ей ставились в укор ее же природные ресурсы. Но Москва вела неуступчивую энергетическую дипломатию, будь то цены на природный газ, неприятие Энергетической хартии или проект Североевропейского газопровода по дну Балтийского моря. И давление на Россию во всем, что касается ее природных ресурсов, будет терпеть, скорее всего, неудачу. Таков опыт энергетической дипломатии прошлого года.