КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеТрудно выиграть в шахматы нокаутом

10 ЯНВАРЯ 2007 г. ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА
kp.ru
Нефтепровод «Дружба» пуст. Российская нефть не течет по нему в Европу. Обстоятельства дела излагаются по телевизору с такими витиеватыми оборотами, что человеку стороннему трудно даже и сообразить: а кто, собственно, вырубил нефть? То есть ясно, что виноват Батька, но нефть-то кто отрубил?

Так вот, есть два простых обстоятельства. Первое. Нефть вырубила Россия. Второе – решение такого уровня принимают не Христенко и не Вайншток. Решения такого уровня принимает лично президент «энергетической сверхдержавы».

То есть: Лукашенко принял решение нас грабить, введя неслыханные транзитные пошлины на 4,5 млрд долл. в год. А Путин в ответ принял решение вообще ничего не возить. Так сказать, два титана мысли сошлись с дубинами поиграть в «го».

История нефтяного кризиса удивительным образом повторяет историю кризиса газового, прошлогоднего, с Украиной. Там тоже по идее Россия была права: газ должен стоить столько, сколько он стоит. Но анамнез всей истории (ведь до этого-то Россия сама подрядилась продавать газ за копейки, уверенная в победе Януковича) плюс катастрофическая тактика (после того как Россия отключила газ, других аргументов у нее не осталось) - все это привело к тому, что Россия и вышла виноватой.

Такое впечатление, что тогда решение отключить газ - тоже на самом высшем уровне - принималось не с тем, чтобы, а потому что. Потому что – президент рассердился. Ну вот как рассердился на Грузию и сказал про «защиту коренной национальности на рынках».

Казалось бы, можно было бы поумнеть. Так нет: тем же сапогом по той же грабле. Ну, отключили нефть. И что? Ну, Лукашенко не получит своих 45 долл. с тонны. Так он и так их не получал. Ну, Европа не получит нефть. Так купит в другом месте: наше влияние на рынок нефти не так уж велико, и, несмотря на проблемы с «Дружбой», нефть падает в цене: теплая зима весомей российско-белорусской склоки.
А мы назло маме отморозим уши. Сократим производство, не получим денег, потеряем репутацию и рынок. Лукашенко будет просто рыдать.

Каждый раз, когда вы вступаете в конфликт с кем-то, чтобы выиграть, вы должны доминировать на каждой стадии конфликта. Доминировать на каждой стадии конфликта – значит быть способными сделать шаг вперед, который принесет неудобства другой стороне.

У России, после поворота заглушки, шага вперед нет. Есть только шаги назад. Единственный шаг вперед – это взять город Минск в 24 часа одним парашютно-десантным полком. Или там батальоном «Восток». Скажу прямо – только если этот шаг будет сделан, поведение Кремля имеет логику и смысл: потому что, в отличие от перекрытой трубы, он не затрагивает интересы третьей стороны – покупателя нефти.
Есть такая вещь, как провоцирующее поведение. Когда девица в короткой юбочке пьет ночью водку с парнями в подъезде, она вряд ли хочет очутиться в Склифе. Но тогда не надо и водку пить.

А так уж повелось, что Россия не первый раз получает оскорбление от страны-изгоя. Мы уже получили от Ким Чен Ира, когда президент Путин сказал, что Ким Чен Ир обещал ему прекратить работы над ядерным оружием, а потом Ким Чен Ир сказал, что пошутил. Ничего не произошло – напротив, когда на территории России свалился очередной недоделанный «Тепходон», Кремль закрыл глаза на эту мелкую неприятность.

Мы уже получили свое от Махмуда Ахмадинежада, когда президент Путин сказал, что президент Ирана обещал ему пересмотреть свою ядерную стратегию, а потом иранские чиновники опровергли информацию, да еще и предъявили нашему «Техснабэкспорту» налоговые претензии. Ничего не произошло - напротив, Россия как отстаивала интересы Ирана в ООН, так и отстаивает.

Страны-изгои оттого и являются странами-изгоями, что их внешняя политика строится в лучшем случае на основании тщательно продуманной паранойи, способствующей внутренней консолидации нации вокруг вождя (как у Ирана), а в худшем – потому что у вождя зачесалась левая пятка. Словом, нормальные страны – это те, кто играет в шахматы. А страны-изгои – это те, кого бьют по морде.

Мы платим сейчас за снисхождение к стране-изгою: за уверенность Лукашенко в том, что мы не введем в Минск войска и не дадим денег Милинкевичу; Лукашенко, решив, что у него развязаны руки, взял и врезал нам под дых. Мы в ответ съездили его по морде, но так неудачно, что сами же вывихнули пальцы и, не рассчитав, грохнулись под столик.

Европа с изумлением наблюдает за этим поединком двух титанов; тем более что победить Белоруссию переговорами невозможно. Трудно выиграть в шахматы нокаутом.
Обсудить "Трудно выиграть в шахматы нокаутом" на форуме
Версия для печати