Пиар и миф
Швейцарский судья Луциус Вильдхабер, побывавший в больнице с диагнозом «заражение крови», не исключает, что он был отравлен во время своей предновогодней командировки в Россию. Так ли, опровергнуть или подтвердить невозможно: базельская лаборатория уже уничтожила его анализы.
Что тут сказать?
Китайской истории известен легендарный путешественник Чжан Цянь: согласно легенде, он плавал по Млечному пути и искал истоки Желтой реки.
По Млечному Пути Чжан Цянь не плавал: однако, будучи посланным императором У-ди в Бактрию для заключения союза против сюнну, провел в плену у сюнну десять лет, сбежал, явился-таки в Бактрию, на обратном пути снова попал в плен, снова сбежал, явился к императору и… снова отправился на Запад.
Среди многочисленных подвигов Александра Македонского, разбросанных в различных «Александриях», встречаются путешествие на край света, битва с Гогом и Магогом, завоевание одноногих людей и даже спуск – в одиночку – в подземное царство с целью сразиться с Иблисом. Александр Македонский преисподнюю не завоевывал - тем более в той манере, которая некогда приписывались Гильгамешу, - однако безграничное желание македонца сравняться с богами, пожалуй, лучше всего находит символическое выражение именно в этом эпизоде.
Согласно легенде, Чезаре Борджиа спал со своей сестрой и отравился ядом, приготовленным для кого-то из кардиналов. (Папа Александр умер, Чезаре выжил.) Трудно сказать, так ли это. Однако Борджиа имели привычку травить недругов, а мужа своей сестры Чезаре приказал зарезать; и когда приказание выполнили недостаточно эффективно, люди Чезаре просто ворвались в комнату, где лежал раненый, утащили его, на глазах рыдающей Лукреции, - и дорезали.
История не любит пиара. Неловкие попытки оправдания, спешные затыкания информационных дыр, рассказы о «врагах России» и зловещем Невзлине, варящем полоний в подвале личного дома в Герцлии, - не оставляют в истории следа. Нигде вы не прочтете, что Павел I умер от апоплексического удара, семью Николая II из дома Ипатьевых «эвакуировали в безопасное место», а Рамон Меркадер зарубил Троцкого вследствие идеологических разногласий.
Но история любит миф. Миф – это история о том, чего вы не совершали, основанная на том, что вы совершили. История – это Чжан Цянь, путешествующий по Млечному Пути, Искандер Двурогий, спускающийся в ад, и Чезаре Борджиа, травящийся собственным ядом. В истории каждый слух взлетает мухой и приземляется слоном.
Президент Путин становится героем нового европейского мифа.
Швейцарский судья «не может исключить», что его отравили. Английские газеты высказывают предположение, что загадочный выстрел в безобидного 83-летнего полковника Уоркмена был на самом дел ошибкой агента КГБ, собиравшегося убить живущего по соседству судью Тимоти Уоркмена, отказавшего России в выдаче Березовского и Закаева. Немецкий журнал «Фокус» предполагает еще одну жертву в «деле Литвиненко» - российского дипломата Пономарева, который якобы должен был встречаться с Литвиненко вместе с Марио Скарамелло и накануне скоропостижно и таинственно скончался. И даже про беднягу депутата Лебедева английские СМИ проанонсировали, что его отравили, хотя на самом деле Лебедев в интервью, данном журналу «Татлер», говорил ровно обратное - привел случай, когда что-то не то сожрал в ресторане, и пошутил: «Если бы, мол, я страдал паранойей, то это тоже можно было бы прорекламировать как отравление».
Запад долго не обращал внимания на очень многое. На отравление Ющенко, на отравление (после Беслана) Анны Политковской, на смерть Юрия Щекочихина, на таинственную гибель юкосовского юриста Стивена Кертиса, разбившегося на вертолете в Англии, на отравление Романа Цепова в Санкт-Петербурге. Понятно почему – такими обвинениями бросаются либо тогда, когда есть серьезнейшие доказательства, либо тогда, когда у обвиняемого образовалась устойчивая репутация а ля Чезаре Борджиа.
И вот – доказательств нет (ни у швейцарского судьи, ни у немецкого «Фокуса»), причем даже близко. А репутация – увы, теперь есть.
И это еще только начало. Потому что дальше президента Путина ждут уже два (!) голливудских фильма про то, как ФСБ взорвало Россию и отравило Литвиненко. И, боюсь, после этих фильмов точно так же, как Чезаре Борджиа вошел в историю прелюбодеем собственной сестры, президент Путин войдет в историю как человек, ради президентства взорвавший дома. Смерть Литвиненко станет для Голливуда, мифа и истории доказательством всех обвинений, высказанных в его книге.
Президенту Путину есть за что поблагодарить своих помощников и друзей.