На родине президента яблоки не растут
В субботу петербургская избирательная комиссия сняла местное отделение партии «Яблоко» с выборов в Законодательное собрание (ЗакС), которые пройдут в единый день голосования 11 марта. Власти родного города президента решили, что демократия – вещь не только не полезная (что, в общем-то, и так давно известно всем государственно мыслящим людям), но и не модная.
В нынешнем составе ЗакСа из 47 депутатов трое оппозиционеров – двое яблочников Михаил Амосов и Наталья Евдокимова и беспартийный демократ Сергей Гуляев. Поскольку теперь городской парламент формируется на пропорциональной основе, список «Яблока» стал единственным прибежищем для всех борцов с режимом – помимо трех действующих парламентариев в него вошли экс-депутат Госдумы Юлий Рыбаков, лидер местного ОГФ Ольга Курносова, а также полузабытые властители либеральных умов из 90-х. Одновременно выдвинул свой список и СПС, в противовес «Яблоку» настроенный на конструктивное сотрудничество со Смольным. Впрочем, кроме лидера правых Никиты Белых и главы регионального отделения партии, одного из проректоров Петербургского университета Станислава Еремеева, ни одной известной фамилии в эспээсовском списке нет.
Для участия в выборах партии должны были либо внести залог – 90 миллионов рублей, либо собрать подписи 1% избирателей в количестве 36 000 штук. Яблочники с самого начала понимали, что сдача подписей может стать для них первым и последним этапом избирательной кампании, но денег на залог не нашли. В итоге из четырех партий, принесших в Горизбирком подписи, была зарегистрирована только одна – «Патриоты России» Геннадия Семигина, которые идут в альянсе с «Единой Россией» и даже имеют общего с медведями спонсора. Сначала в автографах «Яблока» было обнаружено 13% брака (при максимальной норме 10%), подлинность части забракованных подписей яблочникам удалось доказать, но ситуацию это не спасло. Сейчас они направили жалобу в Центризбирком, однако, скорее всего, ничего изменить уже не получится.
На момент старта кампании большинство социологических исследований давало «Яблоку» порядка 7-8% при проходном барьере в 7%. Рейтинг СПС, внесшего залог, находится в пределах социологической погрешности, и вероятность перетекания яблочного электората к правым крайне мала. Возможно, в борьбу за голоса снятой партии вступит «Справедливая Россия» — на прошлогодних выборах в Карелии, когда «Яблоко» точно так же не пустили на выборы, местные яблочники поддержали мироновцев и существенно улучшили их результат. Однако в Петербурге «Яблоко» не симпатизирует эсэрам и официально едва ли будет их поддерживать, а политические позиции обеих партий слишком расходятся для того, чтобы яблочный электорат самостоятельно переориентировался на «Справедливую Россию».
Практически все в Петербурге уверены, что «Яблоко» снимали по личному распоряжению Валентины Матвиенко. Считается, что она принимала решение в последний момент и звонила в Горизбирком чуть ли не из Давоса, куда отправилась вместо участия в праздновании 63-летия снятия блокады Ленинграда.
Нынешние три яблочных депутата – остатки былой роскоши партии, которая в лучшие свои годы практически контролировала городской парламент. Втроем они не могли принести Валентине Матвиенко никакого вреда, кроме морального, чем и занимались с известной регулярностью. Они единственные месяц назад голосовали против ее назначения губернатором, но последней каплей, очевидно, стали протесты яблочников по поводу строительства «Газпром-сити» — 400-метрового небоскреба, который Газпром и Валентина Матвиенко хотят соорудить практически в центре Петербурга. Строительство вызывает рекордный общественный резонанс — порядка 30% горожан выступают против этой идеи. Попытка «Яблока» инициировать референдум на эту тему стала одним из главных политических сюжетов в жизни города. Слегка повозмущался «Газпром-сити» и Сергей Миронов, но строить предвыборную кампанию на этой теме эсэры, несмотря на плохие отношения с Валентиной Матвиенко, не рискнут.
Сняв список «Яблока» и полностью зачистив таким образом всю политическую поляну, Смольный слегка нарушил российские политические традиции, которые пока еще требуют сохранения формальной демократии с «Эхом Москвы», «Коммерсантом», двумя независимыми депутатами Госдумы и тремя гуляющими на свободе лидерами оппозиции. Особенно нехорошо это смотрится в контексте обозначения губернатором статуса Петербурга как «города европейских стандартов». Но Валентину Матвиенко понять можно: какой же женщине понравится, когда ее ругают прямо с парламентской трибуны, а искреннее желание осчастливить петербуржцев чудом современной архитектуры называют «дурным вкусом»?