КОММЕНТАРИИ
В экономике

В экономикеНон грата

1 ФЕВРАЛЯ 2007 г. МАКСИМ БЛАНТ
airbus.com
Не любят почему-то в мире империи. И «сверхдержавы» — пусть и энергетические — тоже отчего-то не жалуют. И сколько ни убеждай, что люди мы мирные и бронепоезд наш давно уже только собственных граждан по стенкам размазывает – не верят и боятся.

Вот с подачи журнала «Слияния и поглощения» в обиход вошла цифра — 50,2 млрд долларов. На эту сумму российские компании хотели купить в прошлом году за рубежом активов, но по какой-то причине не смогли. Сумма же реализованных сделок почти в пять раз меньше – 10,3 млрд. Все комментаторы и аналитики в один голос утверждают, что существенная доля покупок не состоялась в силу политических причин. Сразу вспоминается, конечно, героическая оборона объединенной Европы от посягательств Газпрома на газораспределительные сети. И никакие увещевания лично президента Путина так и не смогли убедить упертых европейцев, что российская нефтегазовая монополия хочет лишь оптимизировать и сделать более эффективной доставку «голубого золота» конечным потребителям. Не верят. Талдычат что-то про диверсификацию поставщиков, а при упоминании Газпрома разве что не крестятся.

Или взять историю с неудавшейся попыткой покупки 20% Европейского аэрокосмического концерна EADS. Ведь как мы все хорошо придумали: дадим европейцам денег как раз тогда, когда они им так нужны – в прошлом году у EADS возникли серьезные, в том числе и финансовые, проблемы – будем вместе строить аэробусы, используя российские комплектующие, вместе будем придумывать истребитель пятого поколения. А там, глядишь, российские и французские летчики опять, как когда-то, станут крылом к крылу громить супостата на этих самых истребителях.

Нет. Не хотят крылом к крылу. Зря ВТБ покупал 5% акций EADS – не летать в синем небе российско-европейским истребителям. Пришлось Владимиру Владимировичу срочно искать новых соратников для разработки чудо-истребителя – уже в Индии. Эти вроде пока согласились, особенно после того, как им долг списали.

Можно вспомнить еще много неудавшихся покупок прошлого года. Какие-то из них, безусловно, сорвались исключительно по экономическим соображениям. Тем не менее, дискриминация российских инвесторов – это факт. И нет ничего хорошего в том, что государства или политики – европейские или африканские, неважно – вмешиваются в процессы, которые должны оставаться прерогативой хозяев того или иного бизнеса.

Однако так ли уж беспочвенны опасения европейцев и сможет ли кто-нибудь (кроме разве что газпромовского пресс-секретаря), положа руку на сердце, утверждать, что Газпром всегда руководствуется исключительно экономическими соображениями? Особенно после всех его манипуляций с газовым вентилем. А уж о том, какие политические дивиденды сняли британские парламентарии и члены кабинета, вставшие грудью на защиту родной газораспределительной компании Centrica от поглощения зловещим Газпромом после того, как этот самый Газпром сначала в особо циничной форме, с использованием государственных рычагов, лишил британскую Shell – нет, не невинности, гораздо хуже – контроля над Сахалином-2, а потом благосклонно «взял» наполовину британскую ТНК-ВР с ее Ковыктинским месторождением.

Ну да пес с ним, с Газпромом, страдает не только этот главный атрибут сверхдержавы. Взять, скажем, какой-нибудь ЛУКОЙЛ – он-то, в чем провинился? Но так уж сегодня устроен крупный российский бизнес, что с каждым серьезным проектом внутри или вне страны «первое лицо» компании, задрав штаны, бежит в Кремль — испросить «высочайшего благословения». Хорошо еще, что не ползут на коленях от парадного входа до кабинета, отбивая лбом поклоны через каждые три шага (а может, и ползут, кто его знает, как там у них в Кремле нынче принято). Зато, когда «благословение» получено, тут уж хозяин-барин и кум королю. И всем без исключения — как внутри, так и вне страны — ясно, что все эти ходорковские-мордашовы-алекперовы (и уж тем более миллеры-богданчиковы) — фигуры переменные, судьба которых может быть решена в один момент, одним щелчком пальцев.

А настоящий хозяин — точнее Хозяин, — он там, в кабинете, чье окошко одиноко светится в ночи. И если нам деваться от этого Хозяина особенно некуда – сами себе на голову посадили, то за пределами его юрисдикции могут найтись щепетильные люди, не желающие иметь ничего общего ни с ним, ни с его деньгами.


Обсудить "Нон грата" на форуме
Версия для печати