КОММЕНТАРИИ
В экономике

В экономикеБрать, пока дают

5 ФЕВРАЛЯ 2007 г. МАКСИМ БЛАНТ
tvnr.ru/photo.newslab.ru
Бывший глава Пенсионного фонда России, а ныне министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов на прошлой неделе спровоцировал очередной скандал. По информации газеты «Коммерсантъ», его ведомство подготовило и направило в правительство законопроект, по сути упраздняющий те последние огрызки накопительной пенсионной системы, которые остались после исключения из нее работников среднего возраста (родившихся до 1967 года) и отказа от постепенного увеличения накопительной части в общей сумме пенсионных отчислений.

Суть предложения заключается в том, чтобы дать тем, кто еще не определился с выбором частной управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда еще пять лет на размышления, а после «лавочку» прикрыть и «неопределившихся» окончательно и бесповоротно лишить их индивидуальных накопительных счетов, используя деньги для текущих выплат уже вышедшим на пенсию. А вместо индивидуальных счетов предполагается давать «гарантии» на выплату соответственно увеличенной страховой части. При этом уже со следующего года предлагается не переводить деньги «молчунов» во Внешэкономбанк, а использовать их для покрытия дефицита Пенсионного фонда России (ПФР).

Надо сказать, что после того как скандал, вызванный публикацией, начал набирать обороты, Зурабов попытался успокоить публику, заявив, что пресса обсуждает «сырой», неокончательный вариант. Прозвучало это немного странно: если вариант сырой и неокончательный, то не совсем понятно, почему он поступил на согласование в правительство. Резко против законопроекта выступили Минэкономразвития и Администрация президента, так что тревога, похоже, оказалась ложной. Впрочем, однозначно утверждать, что Зурабов проиграл, будет нельзя, даже если (а, скорее всего, так оно и случится) законопроект так и канет в недрах правительственного аппарата, не пройдя согласования всех необходимых инстанций. Но вероятность того, что документ тихо и без лишнего шума превратился бы в закон, была: российские граждане не слишком интересуются своим пенсионным будущим — во Внешэкономбанке (ВЭБ) находятся деньги 9 из 10 работников, которым были открыты накопительные счета. И это притом, что ВЭБ который год подряд показывает самую низкую доходность, не покрывающую даже официальной инфляции. С помощью нового закона решались бы, как минимум, две серьезные проблемы – год от года растущий дефицит ПФР и «лишние» деньги в ВЭБе, которые тот, по существующим правилам, может вкладывать только в государственные долговые обязательства. Государству же, при нынешней наполняемости бюджета, в долг брать совсем не с руки.

Однако вездесущие журналисты раздули историю, что, в принципе, тоже неплохо. Граждане, прежде равнодушные к судьбе своих накопительных счетов, узнав, что их пытаются этих самых счетов лишить, могут, наконец, потратить немного времени на перевод денег из ВЭБа в более приличное место, хотя бы из протеста. Таким образом, разрешится, мягко говоря, нелогичная ситуация, когда правительство, не зная, что делать с имеющимися деньгами, вынуждено еще и занимать, размещая на рынке долговые бумаги, чтобы ВЭБ мог вкладывать деньги будущих пенсионеров хоть под какой-то минимальный процент.

Неизвестно, на какой вариант в глубине души больше рассчитывал Михаил Зурабов, подписывая вышедший из недр его ведомства законопроект, особенно если учесть, что всего шесть лет назад, когда пенсионная реформа только стартовала, он был ярым сторонником накопительной системы.

В любом случае министра можно только поблагодарить за то, что он, пусть и несколько экстравагантным способом, сумел привлечь внимание к серьезным проблемам, приемлемого решения которых никто до сих пор так и не предложил. Если решить, куда еще разрешить вкладывать ВЭБу пенсионные накопления граждан, не так и сложно, то проблему «дыры» в ПФР бесконечно решать за счет средств Стабилизационного фонда, как это делается сейчас, невозможно. Во-первых, потому, что цены на нефть – категория ненадежная и мало предсказуемая, и в какой-то момент бурная финансовая река может превратиться в жалкий ручеек, а то и вовсе иссякнуть. А во-вторых, дефицит ПФР напротив – цифра, вполне поддающаяся расчетам, напрямую зависящая от демографической ситуации, которая в обозримом будущем в России будет только ухудшаться, причем, весьма стремительно.
Обсудить "Брать, пока дают" на форуме
Версия для печати