Встреча государя с купечеством
Встреча Владимира Путина с крупными бизнесменами из РСПП примечательна в двух аспектах. Во-первых, вновь после долгого перерыва президент эксклюзивно общается с представителями этой предпринимательской организации. Во-вторых, Путин на встрече высказал желание перенести центр тяжести в российской экономике с добывающих на обрабатывающие отрасли. Таким образом, концепции России как энергетической державы, похоже, приходит конец – на ближайшее время точно. А там посмотрим – быть может, ее и реанимируют.
Напомним, что встречи Путина с представителями крупного бизнеса до ареста Михаила Ходорковского проходили в похожем формате – по крайней мере, внешне. К главе государства регулярно (несколько раз в год) приходили представители РСПП, а другие предпринимательские союзы оказывались вне этого диалога. Вспомним, что последние встречи Путина с лидерами РСПП проходили в достаточно напряженной обстановке – предприниматели были крайне недовольны усилением влияния чиновничества на экономику и начинавшейся экспансией госкомпаний в сферы, ранее контролировавшиеся частным бизнесом. Полемика Путина и Ходорковского на последней такой встрече – в начале 2003 года – стала преддверием ареста последнего. Неудивительно, что Кремль после начала «дела ЮКОСа» резко поломал парадигму своего общения с предпринимателями, поскольку она перестала его устраивать.
Бизнесменов допускали к президенту реже – раз в год — причем, РСПП, получивший репутацию «олигархического клуба», утратил свою эксклюзивность. Теперь в составе делегаций предпринимателей лидеров РСПП «уравновешивали» представители других бизнес-организаций – таких как «Деловая Россия», ОПОРА, Торгово-промышленная палата. Сложилась такая ситуация, что если бы кто-то из представителей РСПП решился задать президенту неудобный вопрос, то на защиту интересов главы государства встали бы все остальные участники встречи. В этом формате диалог президента с бизнесом все более стал напоминать общение императора Николая I с купечеством. То есть благожелательный государь, готовый дать определенные преференции «деловым людям» (например, в вопросе о выкупе земли под промышленными предприятиями, как это было в прошлом году) и почтительные предприниматели, не выходящие в ходе приема за заранее согласованные рамки. И, разумеется, не говорящие ни одного слова, имеющего отношение к политике.
Затем был заменен глава РСПП – вместо основателя этой организации Аркадия Вольского, пытавшегося вступиться за ЮКОС и ставшего в связи с этим нежелательной фигурой для Кремля, председателем союза стал куда более умеющий выстраивать отношения с нынешней властью Александр Шохин. Со временем крупный бизнес становился все лояльнее, последовательно лишался любых самостоятельных политических амбиций. Теперь настало время, когда можно вновь организовывать встречи президента со ставшим уже совершенно лояльным РСПП – нынешняя встреча прошла по сценарию, полностью устраивающему Кремль.
О сценарии стоит поговорить подробнее. Путин предложил бизнесу сосредоточиться на перерабатывающих отраслях – иными словами, хотя бы частично отказаться от «нефтегазовой иглы», которая в последняя время стала притчей во языцех. Напомним, что еще совсем недавно российская власть в качестве официозной выдвигала концепцию энергетической державы, то есть приоритетного использования такого конкурентного преимущества как нефть и газ. Однако получилось так, что один из главных аспектов этой концепции – стратегические отношения с Германией — стал «проседать».
Только в начале октября прошлого года Владимир Путин предложил ФРГ превратиться из «просто потребителя российских газа и нефти в крупный центр европейского распределения этих продуктов». Взамен подразумевалось, что Германия должна отказаться от европейской солидарности, которая в сфере ТЭК предусматривает приверженность Энергетической хартии. В этом документе, в частности, содержится требование диверсификации источников и поставщиков энергии, что приведет к снижению зависимости Европы от российского сырья – это явно не устраивает Москву, которая отказывается присоединиться к данному документу. Однако Ангела Меркель, в отличие от большого друга Газпрома Герхарда Шредера, выбрала Европу и хартию поддержала. Германия хочет оставаться партнером России, но не собирается становиться ее союзником, противопоставляя себя Евросоюзу. Аналогичную позицию, кстати, занял и Жак Ширак. А без верного союзника в европейском стане стратегическая ставка на «державу» становится рискованной.
После этого начался быстрый переход от концепции энергетической державы к ставке на обрабатывающие отрасли. Новая идея выглядит крайне привлекательной как экономически, так и политически. Куда приятнее и престижнее педалировать в ходе избирательной кампании тему прорыва России в высокотехнологические сферы, чем говорить о торговле нефтью и газом, которая у одних ассоциируется с могущественной энергетической державой, а у других – с тривиальным «сырьевым придатком». Однако есть проблема: накануне аудиенции Александр Шохин сказал, что «экономический рост сконцентрировался либо в тех секторах, где нет конкуренции с импортом, либо в тех, где есть государственный спрос, либо там, где предприятия работают на импортных компонентах и материалах».
По сути дела, это означает, что в России успешно развивается лишь ограниченный круг отраслей – в первую очередь, все те же сырьевые, которые составляют основу доходной базы федерального бюджета. Так что процесс диверсификации может занять длительное время, и ему вовсе не гарантирован успех. Поэтому не исключено, что на определенном этапе придется вернуться к «старой» концепции энергетической державы в модифицированном виде – с новыми попытками обрести союзника в Европе.
Автор — заместитель генерального директора Центра политических технологий