Ватикан перед выбором
Папа Римский Иоанн Павел II тяжко болен. Похоже, что заканчивается самый длинный понтификат в истории прошедшего века. Напомним, что нынешний Иоанн Павел — первый славянин во главе римского католицизма, один из самых харизматичных пап в истории, посетивший с пастырскими визитами множество стран мира (знаковое исключение составляет Россия). Человек, который стремился, насколько возможно, укрепить католическую традицию, опираясь на созданный лишь в ХХ столетии орден «Опус Деи», объединивший значительную часть католической элиты и получивший при Иоанне Павле статус личной прелатуры Его Святейшества. Папа-пастырь, ставший кумиром миллионов людей и остановивший натиск «теологии освобождения» — радикального обновленческого движения, чьи сторонники участвовали в латиноамериканской герилье и цитировали не столько Священное Писание, сколько Че Гевару. Папа-политик, во время первой части своего понтификата приложивший немало усилий для содействия краху коммунистических режимов в Центральной Европе (в первую очередь, в родной Польше), а во второй половине более чем сдержанно относящийся к феномену однополярного мира – наиболее ярко эта позиция Ватикана проявилась во время иракской войны 2003 года.
Папа-мыслитель, автор работ в области католической философии, изучаемых в крупнейших мировых университетах. Папа-поэт, писатель, человек, прекрасно знающий и понимающий светскую культуру: еще в юности он участвовал в деятельности подпольного театра во время нацистской оккупации.
Понятно, что миллионам католиков совсем не безразличен вопрос о том, кто станет преемником нынешнего папы. Продолжит ли он его курс или внесет в него изменения. Понятно, что новый первосвященник не будет революционером на престоле — и женское священство или гомосексуальные браки, разумеется, не получат одобрения Ватикана. Однако в менее важных вопросах будущий папа может позволить себе быть чуть более правым или, наоборот, чуть более левым. Например, если Ватикан возглавит традиционалист, то можно ожидать дальнейших шагов по «реабилитации» Тридентской мессы на латинском языке, бывшей обязательной до Второго Ватиканского собора (1962-1965), хотя, разумеется, на сугубо добровольной основе (от перевода богослужения на национальные языки не собираются отказываться даже самые консервативные кардиналы). В то же время папа-либерал может санкционировать дискуссии по вопросам обновления церкви и даже сделать некоторые жесты в сторону оказавшихся в загоне теологов-освобожденцев.
Сейчас рассматриваются несколько вариантов выбора будущего конклава.
Папа-традиционалист. Если на конклаве возобладают умеренно-консервативные настроения, то понтификом может стать германский кардинал Йозеф Ратцингер, «ветеран» курии, декан коллегии кардиналов. Ратцингер выступает за следование традиции, против модернистов, весьма критично относится к некоторым решениям Второго Ватиканского собора. Кардиналу 78 лет, что может побудить голосовать за него более молодых кардиналов – напомним, что избрание 57-летнего Кароля Войтылы в 1978 году «закрыло» возможность стать папой для всех тогдашних кардиналов, которые к настоящему моменту либо уже скончались, либо превысили 80-летний рубеж (кардиналы старше 80-ти не участвуют в избирательных процедурах).
Папа-либерал. Чаще всего, рассматривая этот вариант, говорят о кардинале Диониджи Теттаманци, архиепископе Генуи, представителе умеренного модернизма в современном католичестве, продолжателе реформаторских идей «Второго Ватикана». Либеральную тенденцию представляет также кардинал Джованни Батиста Ре, возглавляющий Конгрегацию по делам епископов. При этом и Теттаманци, и Ре никак нельзя назвать радикалами – оба они пользуются расположением нынешнего папы. Впрочем, неясно, захотят ли кардиналы голосовать за представителя Италии, восстановив традицию бессменного пребывания во главе церкви итальянцев, начавшуюся еще в 1523 году и прерванную лишь с избранием «польского папы».
Папа из третьего мира. Много говорят о том, что новым первосвященником впервые в истории может стать кардинал, не представляющий Старый свет. Например, Френсис Аринзе (префект Конгрегации богослужения и таинств) или архиепископ Гаваны Хайме Лукас Ортега Аламино. «Кубинский вариант» может быть плохим предзнаменованием для Фиделя Кастро – напомним, что избрание Кароля Войтылы предшествовало краху коммунизма в Польше. Неясно, однако, смогут ли кардиналы пойти на такой революционный шаг, «выйдя» за пределы Европы.
Вполне возможно, впрочем, что прогнозы не сбудутся, как это уже многократно бывало в истории католичества. Так, после второй мировой войны наблюдатели смогли предсказать результаты конклава лишь однажды – в 1963 году, когда папой стал кардинал Монтини (Павел VI), ближайший соратник своего предшественника. Пятью годами раньше понтификом был избран пожилой кардинал Ронкалли, ставший папой Иоанном XXIII, как казалось многим, фигура компромиссная и «переходная». Тем неожиданнее были его решительные действия, направленные на церковное обновление – именно он созвал Второй Ватиканский собор, и теперь причислен за это к лику блаженных. На двух конклавах 1978 года основная конкуренция, как считалось, шла между двумя кардиналами – реформатором Бенелли и консерватором Сири. В результате ни один из них так и не стал папой. Вначале выбрали относительно малоизвестного кардинала Лучани (Иоанна Павла I), а после его скорой и неожиданной кончины – Кароля Войтылу.
Ясно одно: кто бы ни пришел на смену нынешнему папе, он должен будет учитывать опыт понтификата своего предшественника. Хотя бы потому, что преемником Иоанна Павла II в любом случае станет человек, которого он лично посвятил в кардиналы во время своего пребывания во главе церкви.
Автор — заместитель генерального директора Центра политических технологий