КОММЕНТАРИИ
В регионах

В регионахНедоразумение, которому поверили

23 ФЕВРАЛЯ 2007 г. ЛЕОНИД РУЗОВ
gazeta.ru
Новости, приходившие на уходящей неделе по поводу Чечни — что из Чечни, что из Москвы, — можно было бы назвать хорошими. Вдохновляющими. Скоро будут раскрыты два самых громких убийства прошлого года.

Рамзан Кадыров назвал виновного в гибели Анны Политковской и Александра Литвиненко. И — кто бы сомневался — это вездесущий Борис Березовский: "Этот человек убил Литвиненко и Политковскую - это очевидно. Сегодня кто-то пытается искать след в Чечне, в то время как в Лондоне сидит заказчик убийства. Это похоже на русскую поговорку, когда охотник видит перед собой медведя, а ищет его след в снегу".

"Василь Иваныч, а в мировом масштабе сможешь?" Как не смочь! Рамзан теперь настолько силён, что выражает свои суждения по любому поводу. Так, по крайней мере, восприняли смелые речи Кадырова-юниора многие обозреватели, включая коллегу Рыклина.
Ну да, впечатление он производит значительное. Всё ему подвластно: "Им писан Юрий Милославский, он "Россияду" сочинил, наитьем тайным в день полтавский бить шведов он Петра учил..." Только вот написаны были сии строки про вечного нашего российского Хлестакова.
С чеченскими Хлестаковыми сталкиваться не приходилось? Мне вот — неоднократно. Уверенность во взгляде и слоге, лёгкость мысли необыкновенная... А что в сухом остатке?

Действительно, одно испанское издание со ссылкой на майора Вячеслава Измайлова, журналиста "Новой газеты", написало: Рамзан-де знает убийц. И Рамзан сделал верный ход — в очередной раз всей мощью своих лёгких обличил Бориса Абрамовича. И ведь уже не первый раз он так переводит стрелки.

Вот 1 мая 2006 года не пустили в Центорой, в "родовой замок" Кадыровых, делегацию европейской Комиссии по предотвращению пыток. Скандал международный: у европейцев был мандат на посещение любых тюрем, и Рамзан свои полномочия определённо превысил. Европейцев пустили в Центорой уже 2 мая — но никаких "секретных тюрем" там уже, разумеется, не было: узников распустили на все четыре стороны.
И тут же Кадыров-юниор "наехал" на ОРБ-2 — другое чеченское пыточное учреждение, но не местного подчинения, а федерального. Правильно, конечно. ОРБ-2 — место жуткое. Но маневр удался: от центороевских зинданов общественность на время отвлеклась...
Так и теперь раздался истошный крик: "Держи вора!"

Правда, "Новая" уже в следующем номере дезавуировала испанцев: ничего-де подобного Измайлов их корреспонденту не говорил. Но Рамзан об этом, видимо, не знал... Получился анекдот. Скверный, конечно, ведь, походя, Кадыров затронул убитых: "Все, что нужно было Березовскому, и Политковская, и Литвиненко уже сделали" и "стали ему не нужны". А "Политковская нам абсолютно ничем и никогда не мешала, ее материалы в Чечне читали как детские сказки, ибо она писала то, что слышала, основывалась на слухах" — хотя покойная Анна Степановна была одним из последних правдивых голосов, говоривших не о прекрасном "должном", а о неприглядном "сущем" нынешней Чечни...

На кого нужно было переводить стрелки, чтобы подтвердить свою лояльность — тут подсказка Кадырову не требовалась. На тему виноватых во всём "беглых олигархов" высказались уже и Владимир Путин, и — для совсем тупых — "говорящие головы" рангом помельче. Доказательства, мотивы? Чушь какая! То есть нет: Березовский "хотел подорвать имидж государства. Литвиненко и Березовский начали открытый процесс с целью подорвать основы суверенного государства — России, но Литвиненко полностью высказался и Березовскому стал не нужен — он и убрал его".

Впрочем, ритуальное избиение чучела Бориса Абрамовича для Кадырова — зимняя забава, как сожжение Масленицы. Год назад, в феврале 2006 года, Кадыров проделал это на встрече с Луизой Арбур, верховным комиссаром ООН по правам человека. Мол, между войнами Березовский не раз общался с главарями террористов и сделал им заманчивое предложение. "Березовский заявил главарям боевиков следующее: "Я не могу вам напрямую дать деньги, и поэтому предлагаю похищать граждан и военнослужащих Российской Федерации в Чечне, и под видом их выкупа я буду платить миллионы долларов". Таким образом, "к боевикам поступили многие миллионы долларов, за которые они покупали оружие, боеприпасы".

Теперь обвинения не только повторены: "Этот человек придумал схему финансирования террористов. По его подсказке похищали людей и под видом выкупа выделяли огромные суммы для финансирования НВФ (незаконных вооружённых формирований). Березовский лично финансировал Шамиля Басаева. Я являюсь свидетелем их переговоров и прекрасно знаю, что по вине Березовского НВФ встали на ноги, получили огромные средства и совершили злодеяния в Чечне". Но, казывается, Борис Абрамович делал своё черное дело не только между войнами, но и "открыто финансировал боевиков в ходе первой и второй чеченской кампании".

Действительно, по крайней мере один раз Рамзан Кадыров оказался в месте, где вице-премьер правительства Ичкерии Шамиль Басаев вёл переговоры с заместителем секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Борисом Березовским. Рамзан там был потому, что на переговоры приехал его отец, Ахмат-Хаджи Кадыров. Но "там был" - это не значит, что он лично присутствовал на переговорах. Младшим разрешено было стоять в отдалении. И выйти, как только старшие заговорят о делах серьёзных.

Случаются иногда чудеса. Вот в «Воспоминаниях и размышлениях» маршала Жукова написано, что он приезжал в Новороссийск чуть ли не советоваться с комиссаром Брежневым. Правда, этот пассаж маршал мог добавить только с того света — в прижизненных изданиях он отсутствовал. Может, и юношу Кадырова Басаев с Березовским пригласили за стол? Шамиль спрашивал, как правильно воевать. А Борис Абрамыч им чаёк с лимоном подносил… Всякое бывает.

Да, Березовский — сторонник модной ныне в России "эффективной политики" и предпочитал платить похитителям. Или их покровителям. Не думая о последствиях или о моральных ограничениях. Так же, как принято теперь у российской власти. Выкупал журналистов. Но вот за солдат "миллионы" никто никогда не платил. Не были они нужны России. Разве что меняли их иногда на уголовников.

Но, сваливая всю ответственность на Березовского, Кадыров делает ещё один "верный" жест: "Это не мы, не чеченцы, занимались этой гнусностью — Абрамыч нас совратил…" Как это мило!
А если вспомнить тех толстозадых лампасных деятелей, что вместо долгой и сосредоточенной работы по поиску пропавших — и солдат, и чеченцев — предпочли передать в общее пользование списки чеченских уголовников, сидящих в отечественных тюрьмах, то получится, что и Государство Российское причастно. Все мы, господа хорошие!

В общем, классный, хоть и не оригинальный пиаровский ход сделал Рамзан Ахматович. Ему ведь почти поверили... Впрочем, могущество Рамзана Кадырова по большей части и состоит в том, что в его силу верят. А он этим пользуется. И российское руководство, не имеющее в Чечне стратегической линии, уступает его напору. Между тем, это напор Хлестакова, умело морочащего головы всем окружающим.
Фазиль Искандер в «Кроликах и Удавах» писал: «Наш страх – их гипноз». Похоже, этому гипнозу подвержены не только журналисты, но и власти. Итог — последние перестановки в Грозном.

Обсудить "Недоразумение, которому поверили" на форуме
Версия для печати