КОММЕНТАРИИ
В регионах

В регионахТри товарища

Конечно, это случайность — Тверская межрайонная прокуратура начала "проверять" нашу книгу "Обращение в Европейский Суд по правам человека" в канун 23 февраля. Бумаги из Генпрокуратуры могли спуститься по инстанциям чуть быстрее или чуть медленнее. Но сама дата — «День защитника Отечества» — помогает высветить некоторые возможные аспекты прокурорского интереса.

"День..." этот празднуют не только "защитники", но и другие ведомства. Внутренние войска, например, или Федеральная служба безопасности — вряд ли они воздерживаются от того, чтобы "отметить". Хотя у каждого, вроде, есть ещё и своя специальная дата.

Но есть и другие, которые если и отмечают этот день, то лишь как день памяти и скорби. 23 февраля 1944 года началось выселение с Кавказа чеченцев и ингушей.
Впрочем, выселили тогда не всех.

sakharov-center.ru
Многие — слишком многие для того, чтобы назвать депортацию успешной — сумели спрятаться, уйти в горы. Повстанческое движение продолжалось много лет, было не менее ожесточённым, чем в Литве или на Западной Украине. Последнего абрека, 76-летнего Хасуху Магомадова, убили только в середине семидесятых.
А кого-то просто не смогли доставить к пунктам сбора. В ходе операции "Горы" внезапный снегопад завалил горные тропы. Старики, женщины, дети спуститься на равнину не могли. В селе Хайбах несколько сот таких вот нетранспортабельных заперли в конюшне совхоза имени Берия и сожгли. Ничего личного — служба...
Когда подобное творили гитлеровцы и их пособники на оккупированных советских территориях — это называлось военным преступлением. Много ещё лет чекисты ловили полицаев и карателей и выносили им приговоры без учёта самооправданий типа "я выполнял приказ".

Те, кто депортировал чеченцев, напротив, были представлены к наградам и к повышению званий.
Но ведь с тех пор прошло немало лет. Мир ужаснулся бездне преступлений, совершённых нацистами. Изменилась система международного права, есть Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Женевские конвенции 1949 года и Дополнительные протоколы к ним, уже от 1977 года. Всё для того, чтобы прошлое не повторилось... Для того же существуют и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, и Европейский суд по правам человека. Ведь прежде чем некая страна становится угрозой международному миру и безопасности, появляются внутренние симптомы. Это доказал опыт германского нацизма, да и не только...

Но вот в январе 2002 года группа спецназовцев Эдуарда Ульмана обстреливает уазик, убивает одного и захватывает пятерых его пассажиров. Ловили вроде Хаттаба, но уже в процессе убедились, что его там нет. А есть мирные люди, женщина... Раненых перевязали... Потом долго общались с начальством. Начальство, по словам Ульмана, "намекнуло", что-де "у тебя все "двухсотые". То есть — убитые. А не выполнить приказ нельзя. Так, по крайней мере, пишут особо способные журналисты. И если кто виноват, то это начальство, отдававшее приказ. Вот и сам Ульман на третьем уже суде говорит: "Я выполнял задачу уничтожить противника. Я этих людей считал не задержанными, а противниками. Я был уверен, что этот приказ обоснован, поскольку случаев, когда руками разведгруппы совершаются преступления, на моей памяти не было". Так что ничего личного. Как в 1944-м в Хайбахе. Захваченные группой Ульмана были убиты. И уже два состава присяжных успели спецназовцев оправдать.

Но пока дело Ульмана слушается в российских судах. И до Страсбурга оно не дошло.
Зато там были рассмотрены несколько дел, в которых как раз фигурирует "начальство".
Дело о нападении с воздуха на колонну беженцев у села Шаами-Юрт 29 октября 1999 года. 23 октября выход из Чечни в Ингушетию по трассе "Кавказ" был перекрыт — военные под руководством полковника-танкиста Анатолия Хрулёва начали оборудовать большой, эшелонированный контрольно-пропускной пункт. В официальных средствах массовой информации сообщили, что откроют его 29 октября. В то утро на трассе скопилась многокилометровая колонна беженцев. "Коридор" им не дали. Они стали разворачиваться назад. А на высотах Сунженского хребта стоял другой полк, отсюда заметили движение на равнине. Вызванные штурмовики "отработали" по колонне. Десятки погибших... Потом пилоты писали, что-де они всё время целились в грузовик с боевиками, но на пути ракет все время почему-то оказывались беженские легковушки. А командовал всеми военными группировки «Запад» — что на посту, что на высотах — армейский генерал Владимир Шаманов.

Другое дело — о бомбардировке села Катыр-Юрт 4 февраля 2000 года. Как неоднократно заявляли многочисленные генералы, в ходе блестящей операции "Охота на волков" им удалось выманить из Грозного чеченские отряды, дабы уничтожить их на равнине. Уничтожали так: делали в сёлах для них "ловушки", запускали туда, блокировали, а затем — "всеми имеющимися средствами"... Была ли эта блестящая операция запланированной или все получилось само собой, не скажу. Но вот боевиков в сёлах, из которых жителям уйти не дали, блокировали. В селе Катыр-Юрт, которое было несколькими неделями ранее объявлено "зоной безопасности", были к тому же и многочисленные беженцы. "Вакуумные" боеприпасы установок "Буратино" не могли отличить мирных жителей от не мирных. Так же, как и «колбасы» пластита под тонну весом — удлинённые заряды разминирования системы УР-77... Боевики по большей части ушли, а из не боевиков погибло человек полторасто.

генерал Александр Баранов допрашивает Хаджимурада Яндиева/  srji.org

Я не говорю, что каждого убивали намеренно и сознательно — "ничего личного".
Командовали операцией генералы — упоминавшийся Владимир Шаманов и Яков Недобитко от внутренних войск.
Самый крупный успех той «Охоты» состоял в захвате шестидесяти с лишним боевиков... То есть уже не боевиков, а раненых, которых боевики оставили в больнице в Алхан-Кале. Туда военные подоспели через двое суток после начала отхода чеченских отрядов из Грозного. И командовавший этой группой генерал Александр Баранов, поговорив перед телекамерой с одним из боевиков, Хаджимурадом Яндиевым, сказал следующее: "Уведите его, к черту, прикончите его, дерьмо, вот и весь приказ. Уведите его, черт побери. Давай, давай, давай, делай, уведи его, прикончи, пристрели к черту..." В тот же день зрители телеканалов НТВ и CNN могли видеть, как задержанного уводят двое солдат. Оператора ещё позвали на кладбище — поснимать расстрел, — но он не поехал...
Впрочем, как это там: "Я этих людей считал не задержанными, а противниками..."

Страсбургский суд в своих решениях особо отмечал, что у России есть право бороться с террористами, с "незаконными вооружёнными формированиями". Но — не "всеми имеющимися средствами". А в этих трёх случаях имело место преступление. И что уголовные дела, "закрытые" российской военной прокуратурой, надлежит расследовать, а виновных — наказать.

Как вы думаете, где сейчас находятся перечисленные генералы? Где Шаманов — известно: пошёл в политику, вернулся, теперь — председатель Межведомственной комиссии по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести.
А где остальные?

Анатолий Николаевич Хрулёв в апреле прошлого 2006 года назначен командующим 58-й армией — основным объединением Вооружённых сил на Северном Кавказе, генерал-лейтенант.
Яков Викторович Недобитко в декабре того же 2006 года стал командующим ОГВ (с) — Объединённой группировкой войск (сил) по проведению контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе, генерал-лейтенант.
Александр Иванович Баранов с июля 2004 года находится в должности командующего СКВО (Северо-Кавказского военного округа), генерал армии.
Три основные командные должности в самом горячем регионе. Три генерала. Как три драгоценных камня в державном венце...

Вряд ли это было сделано специально. Но сложившаяся теперь расстановка воинских начальников на Кавказе, наверное, всё-таки определённым образом отражает отношение руководства России к Европейскому суду, гуманитарному праву и многому, многому другому.

Ничего не слышно о возобновлении прокуратурой расследования уголовных дел в отношении этих генералов. А высокие чиновники на этот счёт добавляют: "Мы наших генералов не отдадим".
Зато нашу книжку о Европейском суде "проверяют" как раз под 23 февраля. Совпадение, конечно. Но это совпадение лишь высвечивает неоднозначный смысл нашей истории и её тугую внутреннюю взаимосвязь.

Автор — член правления общества «Мемориал»
Обсудить "Три товарища" на форуме
Версия для печати