КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществе"Вы - люди. Перестаньте ползать на животах"

4 АПРЕЛЯ 2005 г. ЕВГЕНИЯ АЛЬБАЦ
Yahoo/Reuters

Философ Фридрих Ницше писал, что только гиганты способны соединять эпохи, прошлое с будущим, и тянуть ниточки истории. Он называл их аристократами – конечно же не по признаку принадлежности к благородной фамилии, но аристократами интеллекта, соединяющими в себе мощь ума, масштаб личности и силу воли, которые, в сочетании, и позволяют им тянуть вечно упирающееся, вечно смотрящее назад человечество вперед. Настоящее всегда обременено прошлым; история — это удобрение, которое питает будущие эпохи, без него им не взрасти, но это и вязкая, затягивающая жижа, замешанная на крови и трупах. А уж история XX века (в силу прогресса технологий) – особенно. Оттого так часто народы и страны движутся по кругу, месят всю ту же грязь. «Только сильные личности способны вынести историю, слабые оказываются совершенно задавлены ею», — писал Ницше. Собственно, в этом – философия лидерства. Слабые лидеры выбирают из прошлого, часто мерзкого, его символы – гимны, памятники, фразеологию, полагая, что эти ходули (или помочи – кому как больше нравится) необходимы подданным для продвижения в светлое послезавтра: дескать, смердит, но смердит своим. Результат: интоксикация, кома, смерть, в смысле возврата в прошлое, из которого тщились вылезти. Сильные, напротив, не ищут помощи в истории, не пытаются замазать грязь (Галич: «И стала грязно-белой грязь под кистью маляра»), не страшатся говорить: прошлое смердит. Такие не месят грязь, но выбираются из нее и помогают выбраться другим.

Полякам несказанно повезло: Кароль Войтыла, он же папа Иоанн Павел II, был как раз тем человеком, который обладал моральным правом – с одной стороны, и личным мужеством – с другой, сказать людям, среди которых он прожил большую часть своей жизни, что их прошлое – ужасно. В своих речах, книгах, энцикликах и апостольских письмах, обращенных к миллиарду католиков, живущих на всех континентах планеты, Папа определил две главные трагедии ХХ века: первая – несвобода, которая отторгает человека от его сути, вторая – ксенофобия, религиозная и этническая нетерпимость, которая превращает людей в дьяволов, уничтожающих друг друга. Спустя восемь месяцев после интронизации в качестве главы Римско-католической церкви Кароль Войтыла приехал на родину и сказал миллионной толпе поляков, встречавшей его в Варшаве: «Вы – люди. У вас есть чувство собственного достоинства. Перестаньте ползать на животах». И это было, наверное, самое важное, что он пытался донести до бессловесных тогда еще рабов Восточной Европы: свобода, право на выбор дарованы человеку от рождения, и никто, кроме Бога, не может это право у человека отобрать. Свобода выбора – то единственное, что отличает человека от животного. Без нее нет человека как венца творения, следовательно, нет и достоинства – животные его не имеют. А раз так, то и власти могут относиться к своему народу не как к гражданам, а как к крепостным, чьи жизни стоят ровно столько, сколько жизнь овцы на бойне. «Вы не боитесь, что власти вас посадят?» — спрашивали Кароля Войтылу еще в бытность его польским кардиналом. — «Они боятся меня больше, чем я их», — отвечал будущий Папа. «Перестаньте ползать на животах» — это значит, перестаньте бояться, перестаньте ждать, что свобода придет к вам сверху: так в Польше появился сначала профсоюз, а потом и движение «Солидарность», которая спустя десять лет смела коммунистическую власть. Сегодня Польша – самая успешная из посткоммунистических стран, вступивших на путь трансформации в конце восьмидесятых годов.

Решиться на публичное обсуждение второй проблемы ХХ века – религиозной и этнической нетерпимости — поляку Войтыле, вероятно, было не легче, а может, и сложнее, чем сказать своим согражданам, что они рабы. Тем не менее Иоанн Павел II стал первым понтификом, который не только пришел в синагогу в Риме, но и произнес слова покаяния за то, что Римско-католическая церковь если и не была соучастницей, то как минимум стала молчаливым и бесстрастным наблюдателем того, как в годы войны нацисты уничтожали в Европе целый народ – в том числе в его родной Польше, где день и ночь горели печи Треблинки и Освенцима и где было убито более трех миллионов евреев. Он писал в 1998 году: «Преступление, которое известно как Шоа (Катастрофа – Е.А.), остается несмываемым пятном в истории века, который приближается к завершению. Память о Холокосте – необходимый элемент для построения будущего». Папа определил антисемитизм как грех, постыдный для христианина и противоречащий «духу христианства», поскольку, процитировал он слова апостола Павла, основатель иудаизма, Авраам, «был и отцом нашей веры».

Свобода и толерантность как необходимые условия для выживания человечества – именно с таким посланием папа Иоанн Павел II объехал 115 стран мира, проповедовал людям разных национальностей и разных религий, встречался с президентами и диктаторами, протягивал руку главе Палестинской автономии Ясиру Арафату и одному из последних коммунистических вождей, кубинцу Фиделю Кастро. Его слушали. Ему не осмеливались возражать. Ему верили сотни миллионов людей по всей планете.

Но в Россию Папу так никогда и не пригласили. На Украине – был, в России – нет. Почему – понятно. Еще в 1978 году, когда кардинал Войтыла только был избран главой Ватикана, Юрий Андропов, тогда глава КГБ, предупредил Политбюро ЦК КПСС, что новый Папа грозит многими неприятностями. С тех пор и боялись. Зато теперь, наверное, отлегло.







Иоанн Павел II: хронология понтификата

16 октября 1978 года архиепископ Кракова Кароль Войтыла был избран Папой Римским под имением Иоанн Павел II. Он стал первым не итальянцем на посту высшего представителя Римско-католической церкви с 1522 года. Понтификат Иоанна Павла II стал третьим по продолжительности в многовековой истории Римско-католической церкви (после правления Святого Петра и блаженного Пия IX) и одним из самых насыщенных событиями.

13 мая 1981 года турецкий националист из террористической организации "Серые волки" Мехмет Али Агджа совершает покушение на папу Иоанна Павла II и тяжело ранит его в брюшную полость и руку. Спустя некоторое время Иоанн Павел II посещает преступника в тюрьме и прощает его.

28 мая 1982 года - Иоанн Павел II посещает с визитом Великобританию. Впервые за 450 лет со дня отделения Англиканской от Римско-католической церкви эту страну посетил Папа Римский.

15 сентября 1982 года – Папа Иоанн Павел II принимает Ясира Арафата.

13 апреля 1986 года – Иоанн Павел II посетил синагогу в Риме и приветствовал иудеев, которых он назвал "старшими братьями". Это первый случай посещения синагоги главой Римско-католической церкви.

1 декабря 1989 года Папа впервые принял в Ватикане советского лидера Михаила Горбачева.

15 марта 1990 года между Ватиканом и СССР установлены официальные отношения, имеющие дипломатический статус.

Январь 1991 года - Иоанн Павел II осуждает войну в Персидском заливе.

17 апреля 1991 года Святой Престол производит назначение шести епископов и апостольских администраторов в Россию, Белоруссию и Казахстан.

Октябрь 1992 года – Римско-католическая церковь реабилитирует Галилео Галилея - 350 спустя после смерти ученого.

Октябрь 1993 – Реабилитирован астроном Николай Коперник.

Декабрь 1993 – Ватикан и Израиль подписывают "основополагающее соглашение" (дипломатические).

Май 1994 – В апостольском письме Иоанн Павел II отвергает службу женщин в качестве священников.

Декабрь 1994 года – журнал "Тайм" объявляет Иоанна Павла II "человеком года".

Июнь 1996 года – во время визита в Германию папа Иоанн Павел II признает, что католическая церковь несёт долю вины за раскол церкви в результате Реформации, однако отказывается пересмотреть отлучение от церкви Мартина Лютера.

12 апреля 1997 года Иоанн Павел II совершает поездку в Сараево, где говорит о войне как о драме и вызове для Европы. На пути папского кортежа были обнаружены мины.

Август 1997 года – Папа Иоанн Павел II признает причастность церкви к массовому уничтожению гугенотов во Франции во время Варфоломеевской ночи 24 августа 1573 года.

Январь 1998 –Папа Иоанн Павел II принимает решение открыть архивы Инквизиции Ватикана.

Апрель 1999 – Ватикан настаивает на своей позиции, осуждающей аборты, в том числе и у женщин, которые стали жертвой изнасилования, что вызывает критику ООН.

13 мая 2000 года Римский Первосвященник открывает "третью тайну" Фатимской Божией Матери, связанную с предсказанием покушения на его жизнь в 1981 году.

4 мая 2001 года Иоанн Павел II посещает с визитом Грецию. Это первый визит главы римско-католической церкви в эту страну с 1054 года, когда произошел раскол христианской церкви на католическую и православную.

6 мая 2001 года – Иоанн Павел II совершает молитву вместе с мусульманами в мечети Дамаска в Сирии.

23 апреля 2002 года – После ставших известными общественности случаев сексуального посягательства на детей со стороны представителей духовенства папа Иоанн Павел II осуждает педофилию как преступление.

10 февраля 2003 года - Иоанн Павел II отправляет французского кардинала Роже Этчегераи с миссией мира в Багдад.

17 апреля 2003 года Иоанн Павел II публикует энциклику "Ecclesia de Eucharistia" (Церковь о причастии), в которой он вновь запрещает представителям разных христианских конфессий совместно осуществлять таинство святого причастия.

5 ноября 2003 года понтифик принимает в Ватикане президента России Владимира Путина

27 августа 2004 года Папа направляет в дар Русской православной церкви ценный список иконы Казанской Божией Матери, который хранился в его личной капелле.

1 февраля 2005 года Иоанн Павел II был спешно доставлен в римскую клинику "Джемелли" в связи с острым ларинготрахеитом, осложненным спазматическими явлениями
23 февраля 2005 года на прилавках книжных магазинов Италии появилась последняя книга, принадлежащая перу Папы, - "Память и идентичность"
24 февраля 2005 года произошла повторная госпитализация понтифика, в ходе которой ему была проведена трахеотомия
13 марта 2005 года Папа выписался из больницы и вернулся в Ватикан, однако впервые не смог принять непосредственное участие в богослужениях Страстной недели
27 марта 2005 года понтифик попытался обратиться к верующим после Пасхальной мессы из окна Апостольского дворца, выходящего на площадь Святого Петра, но так и не смог произнести ни слова
30 марта Иоанн Павел II в последний раз появился на публике, но не смог поприветствовать верующих, собравшихся на площади Святого Петра в Ватикане
2 апреля в 23 часа 37 минут Ватикан объявил о смерти понтифика.


По материалам Портала Credo.ru, Newsru.com

Версия для печати