Чейни более жив, чем мертв
Известие о грядущей международной конференции в Багдаде вполне могло привести политически озабоченных граждан к выводу о том, что вице-президент США Ричард Чейни проиграл внешнеполитическую схватку «миролюбивой» команде стариков во главе с Джеймсом Бейкером и примкнувшей к ним Кондолизой Райс.
Предложение о проведении этой встречи было одним из основных пунктов «Отчета по оценке ситуации в Ираке», который в Вашингтоне называют «документом Бейкера». Согласие президента Буша на конференцию в Багдаде можно было трактовать как поражение Чейни, реакция которого на иракский отчет была совсем не оптимистичной.
Мысль о том, что Белый дом сдался под напором внутренних и внешних оппонентов и решил допустить международное сообщество к решению кризисной ситуации в Ираке, оставив при этом позади планы военной операции против Ирана, вполне имеет право на существование.
Хотя бы по той причине, что Вашингтон предложил Тегерану стать одним из многочисленных участников предполагаемой встречи в Багдаде. Таким образом, Кондолиза Райс не только может оказаться за одним столом с министром иностранных дел Ирана Манушером Мотаки или с президентом страны Махмудом Ахмадинежадом, но и разговаривать с ними. И это вопреки всем последним заявлениям администрации Белого дома, которая отказывалась от любых переговоров с Тегераном. Во всяком случае, до тех пор, пока иранские власти не объявят о прекращении обогащения урана.
Впрочем, те, кто верят в отказ Вашингтона от жесткой позиции по Ирану или Ираку, могут тешить себя надеждой, что конференция в Багдаде обязательно принесет ощутимые результаты. Например, что эта международная встреча снимет вопрос о ядерных амбициях Тегерана, а так же о вероятном авиаударе США по иранским ядерным объектам. Или, что участники конференции смогут не только остановить войну между суннитами и шиитами в Ираке, но и позволят шиитскому Ирану участвовать в мирном строительстве иракского государства вместе с суннитской Саудовской Аравией.
Но на самом деле шансы на радужный исход Багдадской конференции крайне невелики. Перспектива достижения договоренностей между арабскими странами, вовлеченными с разных сторон в ближневосточный конфликт, выглядит настолько же сомнительной, как и вероятность компромисса по Ирану между США и ЕС с одной стороны и Россией и Китаем — с другой.
На мой взгляд, именно по этой причине команда вице-президента США Ричарда Чейни не стала возражать против инициативы своих оппонентов во главе с Джеймсом Бейкером и Кондолизой Райс. Багдадская конференция никоим образом не помешает подготовке к возможному военному решению иранского кризиса или проведению масштабных антитеррористических операций в Ираке.
Более того, реальный шанс на провал встречи в Багдаде предоставит дополнительную возможность Ричарду Чейни убедить президента Буша в правильности внешнеполитического курса именно его команды.
И если международная конференция в Ираке не закончится успехом, сравнимым с результатами недавних переговоров с Северной Кореей, то все слухи о политическом поражении Ричарда Чейни останутся не более чем слухами.
Автор — специальный корреспондент ИД «Коммерсант» в Вашингтоне