КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеСвержение футбольного тирана

4 АПРЕЛЯ 2005 г. АНТОН ОРЕХЪ
Коллаж ЕЖ

В то, что Вячеслав Колосков уйдет, что кто-то другой, а не он возглавит Российский футбольный союз, я не мог поверить до самой последней минуты. Уже и когда все заявления об отставке были сделаны, и когда в числе зарегистрированных кандидатов на выборы его не оказалось. Еще бы! Человек руководил советским/российским футболом/хоккеем ровно 30 лет, в двух государствах, при четырех генсеках и трех президентах.

Он заступил на вахту в тот год, когда карьера его главного недруга, спортивного министра и великого хоккеиста Вячеслава Фетисова, только началась в молодежной команде ЦСКА. В мире и в спорте с тех пор столько всего произошло и поменялось, а Колосков оставался неизменен. Ни один другой спортивный чиновник, ни один другой руководитель чего бы то ни было в нашей стране не правил так долго в этот период. И как обычно у нас бывает, Колосков никому уже не нравился, но и альтернативы ему не было. Как и не было на него управы.

И вдруг — бац! Это похоже на все новомодные СНГ-эшные революции, только наоборот. Здесь «тирана» в считанные дни свергли не низы, а еще более верхние верхи. Вячеслав Иваныча вызвали в Кремль после 1:7 от Португалии, и он ушел. И в кои-то веки болельщики восславили административный ресурс и телефонное право.

Точно так же быстро и четко был определен преемник. Соратник Собчака, Путина и Матвиенко, бывший президент питерского «Зенита» и премьер-лиги, а ныне сенатор Виталий Мутко. Формально соперники были, но наиболее реальный из них, правая рука Колоскова Александр Тукманов, снялся. Снялся и никому доселе неизвестный Михаил Жуков, по отработанной схеме прикрывавший основного кандидата и призванный обеспечить видимость борьбы, если все прочие соперники откажутся. Остался лишь знаменитый вратарь советской сборной Анзор Кавазашвили, когда-то пытавшийся сражаться с самим Колосковым и даже создававший альтернативный РФС, но и тогда, и теперь его шансы не слишком отличались от статистической погрешности. Впрочем, чтобы развеять последние сомнения у выборщиков, их за два дня до голосования позвали в Думу «на беседу» к Грызлову, большому любителю кожаного мяча. Выборщики всё поняли правильно и выход из кризиса, в котором находится наш футбол, нашли в верном направлении.

Выборщики — отдельная история. Говорят, что такой странный способ избрания президента РФС Колосков придумал сам и под себя, чтобы править вечно. Не вдаваясь во все хитросплетения и правовые обоснования, сообщу, что право выбирать имеет кто угодно, кроме тех, кто по идее должен обладать им в первую очередь. Региональные федерации с Крайнего Севера, где футбол есть только по телевизору, ассоциации женского мини-футбола, пляжного футбола, футбола инвалидов-ампутантов и страдающих церебральным параличом — у всех есть право голоса, а десятки футбольных клубов всех уровней и дивизионов имеют лишь трех представителей среди ста голосующих.

Судьбу футбола решали, вернее, проштамповывали, абсолютно безвестные личности, зато популярнейшие клубы, тысячи играющих футболистов остались в стороне. И как раньше эта система прекрасно обеспечивала нужные решения по всем вопросам Колоскову, так и теперь она обеспечила победу Мутко: 96 — за, 1 — против, 2 — недействительны. Конечно, можно порассуждать о предвыборной программе нового президента, но мы прекрасно знаем, что такие программы, во-первых, не для того оглашаются, чтобы потом соблюдаться, а во-вторых, даже если у кого-то такое желание есть, то нет возможности воплотить задуманное. Посему я и не хочу вникать во все благие тезисы Мутко. Меня смущает лишь одно в его позиции. То, что, к слову, с готовностью поддерживают почти все футбольные специалисты. Государство должно помочь футболу. Да не должно оно помогать футболу!

У государства есть старики, инвалиды, дети малые, чуть ли не треть населения за чертой бедности, а футболист, играющий даже во второй лиге, выше этой черты многократно. В футболе зарплаты порядка 10 000 евро в месяц давно никого не удивляют и не считаются высокими. А спортивных результатов, оправдывающих такие огромные суммы в нашей бедной стране, — нет и близко! И берутся эти евро в подавляющем большинстве случаев из местных бюджетов. Так какой еще помощи от государства хотят футболисты?!

Государство должно строить поля и площадки, чтобы в футбол могли играть все желающие, должно помогать футболу, как и другим видам спорта, как сфере физического воспитания школьников и студентов. Но профессионалы должны сами добывать себе на пропитание. Однако они не знают, как это делать. И даже не догадываются. Кроме как клянчить деньги у государства, ни на что другое фантазии не хватает.

У российского футбола множество проблем. Чтобы избавиться от них, требуется множество самых разных решений — необычных, рискованных, масштабных, последовательных и обдуманных. И всегда сложных. Пока же рецепты предлагаются простые. Денег нет — взять из бюджета. Сборная пребывает в состоянии перманентного позора — поменять тренера. Не думая о том, что Лихтенштейн или Эстонию положено обыгрывать легко и безо всякого тренера вообще!

И, конечно, прогнать Колоскова. Сколько живу, столько слышу этот лозунг. Не понимают люди, что Колосков — это их спасение, что пока был Колосков, на него, не задумываясь, можно было свалить все беды и возложить всю ответственность за всё. Вот теперь мы и поглядим. И увидим, боюсь, что вовсе не в Колоскове было дело.

А Вячеслав Иваныч-то, между тем, никуда не делся. Он по-прежнему представляет Россию в Исполкомах ФИФА и УЕФА, он вице-президент Олимпийского комитета России. Наконец, теперь он Почетный президент РФС. Со служебной машиной и шофером, личным кабинетом, корпоративным мобильником и зарплатой в 3000 долларов. Что еще нужно, чтобы спокойно встретить старость?

Версия для печати