КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеТелевизионный террор

4 АПРЕЛЯ 2005 г. АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Коллаж ЕЖ

Конечно, противно начинать неделю со всякой дряни. Но тут уж ничего не поделаешь – труба, знаете ли, зовет, барабаны бьют, а пепел Клааса, как известно… Раньше в подавляющем большинстве советских газет была такая рубрика «Не могу молчать». Ну, вроде как крик души – дворники плохо убирают снег, в соседнем подъезде прорвало трубу и затопило шесть квартир… Так вот, в минувшее воскресенье у нас прорвало телеканалы. И затопило так навскидку миллионов десять квартир. Причем, замечу, затопило исключительно, извините, дерьмом. Источников два: НТВ и РТР.

Сначала программа «Чистосердечное признание», что выходит на НТВ по воскресеньям после семичасовых новостей, показала криминальный фильм про ОПГ «ЮКОС». Потом примерно этот же сюжет был продублирован в еженедельном обзоре «Вести недели» Сергея Брилева на РТР. Зачем на всех кнопках крутить одно и то же кино, более или менее понятно – чтобы никто не ушел от просмотра. В принципе удобно: начал смотреть по одной программе, отвлекся чайку попить, не беда — через час по другой покажут то же самое.

С программой Сергея Брилева все ясно. На нее давно пора вешать табличку «Осторожно, пропаганда!» и стараться не допускать к просмотру стариков и детей. Самим, разумеется, тоже лучше не смотреть. Но человек, как известно, не совершенен. Тянет нас иногда на всякую гадость. Так вот сразу хочу сказать: на Брилева смотри – не смотри, все равно никакого удовлетворения испытать не удастся – только досаду и раздражение. Но сюжеты про ЮКОС конца минувшей недели у меня лично вызвали не просто рвотный рефлекс. Они по-настоящему опасны для здоровья. Для здоровья всей нации.

Формальный повод для включения в еженедельный обзор – приговор, вынесенный одному из руководителей службы безопасности ЮКОСа Алексею Пичугину. За совершение особо тяжких преступлений – так постановил суд – следующие двадцать лет Пичугин проведет в колонии строгого режима. Пустое дело сейчас вновь вспоминать все обстоятельства этого ежовского (и по духу, и по содержанию) процесса. Ясно же, зачем взяли Пичугина. Чтобы начал давать показания на главных акционеров компании. И прежде всего – на Михаила Ходорковского. Пичугин отказался и за это поплатился. Следствие даже не утруждало себя соблюдением приличий – кого стесняться-то? Подумаешь, в исполнении заказа Пичугина признался серийный убийца, уже отбывающий пожизненное заключение, которому взять на себя еще один эпизод ничего не стоит. А ему, может, за это лишнюю прогулку в день обещали. К тому же и убийства никакого не было. Бывшая служащая ЮКОСа Ольга Костина, якобы заказанная Пичугиным, жива и здорова. И бизнесмен Евгений Рыбин, чье покушение также вроде бы было задумано и спланировано данным господином, жив и здоров. Кто, судя по всему, не жив, так это супруги Горины, но их тел так и не нашли. Впрочем, на все эти, мягко говоря, странные обстоятельства создатели фильмов почему-то внимания не обратили. Они сочли, что их журналистский долг состоит в другом. А именно в том, чтобы убедить российских граждан: ЮКОС — банда, которую необходимо уничтожить. Для пущей убедительности были использованы различные художественные средства.

Например, если показать мальчика, у которого убили родителей, а потом встык Алексея Пичугина, то вовсе не обязательно предоставлять телезрителю веские доводы, что один виновен в трагедии другого. Зачем? Итак, всем все понятно. А вот господин Рыбин сам доверительно сообщает, что на него покушались юкосовцы. Ну, раз сам человек говорит, какие еще нужны доказательства? А вот на экране телевизора появляется схемка. Стрелочка от фамилии «Невзлин» ведет к фамилии «Пичугин», а от него к фамилии «Горин». Вот вам и преступная цепочка. Заказывал все убийства, ясное дело, один из главных акционеров ЮКОСа Леонид Невзлин, а остальные, в том числе и Пичугин, – просто посредники и исполнители. В программе Сергея Брилева об этом прямо говорится, хотя никакого суда над Невзлиным не было.

А что же Михаил Ходорковский? За его спиной творились страшные дела, а он ни сном, ни духом? Ну, мы же с вами не наивные люди, честное слово. И телевизионщики наши — люди не наивные: они прекрасно понимают, что кино у них должно было получиться вовсе не про Пичугина (кто такой Пичугин? Он уже свое получил). Кино у них должно было получиться про Ходорковского, которому только предстоит выслушать свой приговор. И тут у вас на экране возникают кадры корпоративного пикника. По горным дорогам несутся джипы, потом Ходорковский, Невзлин, Лебедев, Пичугин в камуфляже балуются с оружием на лоне природы. Невзлин даже куда-то стреляет (уж не в Костину ли?), Ходорковский бросает в пропасть ручную гранату. А еще они все время о чем-то разговаривают. Правда, голосов не слышно. Но это не важно. Все равно понятно, что планируют кровавые преступления.

Ну а чтобы еще надежнее привязать Ходорковского ко всей этой череде убийств, в обоих сюжетах – и по РТР, и по НТВ – показывают отрывок из пресс-конференции гособвинителя Кемиля Кешаева, который на прошлой неделе поведал удивительную историю про то, как тамбовский бандит Горин приезжал в Москву к отцу Михаила Ходорковского жаловаться на сына, что он, дескать, убийства заказывает, а денег не платит. Ну что здесь комментировать?

Теперь вопрос: зачем телевизионные начальник пытаются сделать из нас идиотов? Очень просто. Чтобы на каком-нибудь важном совещании в Кремле встал Владислав Сурков и, обращаясь к президенту России, произнес: «Вот вы, Владимир Владимирович, совершенно справедливо высоко оценили роль правоохранительных органов в деле уничтожения бандитского гнезда под названием «ЮКОС». Несомненно, прокуроры, следователи и судьи проделали огромную работу. Но ведь еще надо было, чтобы народ поверил в весь этот бред. И здесь мы должны сказать наше огромное спасибо и Олегу Добродееву, и Владимиру Кулистикову. Как верные сыны партии…»

Все это мы уже проходили. Вернее – не мы. Наши деды. К моменту оглашения решения суда в деле Михаила Ходорковского и Платона Лебедева по стране должны пройти собрания в трудовых коллективах, на которых ткачихи и металлурги, ученые и педагоги…

На самом деле не важно, какое число людей верит в этот бред. Важно, какое число не верит. И на что готовы пойти люди, осознающие, что дело вовсе не в ЮКОСе, Ходорковском и Пичугине. Дело в том, что у страны, в которой происходит подобное, нет нормального будущего.


Версия для печати