Кремлевская альтернатива для регионов
Прошедшие в минувшее воскресенье выборы в региональные парламенты в очередной раз доказали, что российское общество не против альтернативы существующей исполнительной власти в субъектах Федерации. Разумеется, если речь идет о реальной альтернативе, в перспективность которой избиратель может поверить. И Кремль такую альтернативу уже пытался создать.
Неудивительно, что свои лучшие результаты «Единая Россия» показала в регионах, где ее список возглавлял сильный губернатор, не имеющий реального соперника. Речь идет об Омской, Томской, Московской областях – в последнем случае дело для главы региона облегчается тем, что здесь отсутствует классическое противостояние «губернатор – мэр». В Тюменской области у «Единой России» тоже все хорошо – несмотря на то, что Сергей Собянин давно отбыл в Москву, он по-прежнему полностью контролирует положение в своем регионе.
Противоположная ситуация наблюдается там, где альтернатива все же есть. Раньше серьезные региональные фигуры, которые не попали в «Единую Россию», находились перед трудным выбором. Стоило им войти в список «Родины», как его снимали с дистанции. Только они договаривались об участии в выборах от Партии пенсионеров, как в этой партии начинались такие тектонические процессы, что все сколько-нибудь предусмотрительные политики бежали от нее куда подальше. Случались такие истории и с другими партиями – например, с «Яблоком» в Карелии в прошлом году (или в Питере в нынешнем). Одни партийные «снятия» были связаны с решением Кремля, другие – с сугубо региональными противоречиями, на которые Кремль закрывал глаза. Партийная система напоминала минное поле, на котором в ходе любой кампании можно было взорваться.
Теперь же сильные региональные фигуры получили партию, благословленную Кремлем и, тем самым, защищенную от снятий. Это мироновская «Справедливая Россия», которая становится центром притяжения для лояльных федеральной власти статусных политиков, которые хотят пройти в законодательные собрания и, в перспективе, в Госдуму. В прошлом году тогда еще Российскую партию ЖИЗНИ попытались снять с дистанции в Свердловской области, но быстро восстановили. Теперь же на государевых левоцентристов вообще никто не покушался, что дало им серьезные возможности для конкуренции с «единороссами».
Самый яркий пример – Ставропольский край, где Александр Черногоров, перешедший от коммунистов в «Единую Россию», растратил практически весь кредит доверия избирателей. Более того, в регионе есть сильный и амбициозный мэр Ставрополя Дмитрий Кузьмин, который по своему рейтингу опережает губернатора. Он вступил в «Справедливую Россию» и вовлек в нее отставного генерала-пограничника Евгения Болховитина и знаменитую фигуристку Елену Бережную (забавная подробность – ее партнер Антон Сихарулидзе записался в «Единую Россию»). Результат – первая победа «справедливороссов» на региональных выборах и первое за длительное время поражение «единороссов» (напомним, что в 2006 году таких проколов у партии власти не наблюдалось).
Аналогичные процессы происходят и в ряде других регионов – впрочем, с более скромными результатами. В Петербурге список «Справедливой России» возглавила Оксана Дмитриева, бывшая «яблочница», входившая затем в состав маленькой Партии развития предпринимательства. Похоже, что именно этому списку досталось большинство голосов снятого с дистанции «Яблока». В Вологде во главе списка оказался Геннадий Хрипель, многолетний председатель местного законодательного собрания, а в последние годы – член Совета Федерации. В Ленинградской области – бывший вице-губернатор Евгений Петелин. В этих регионах «Справедливая Россия» получила вполне приличные результаты (около 20%). В Самаре, где список возглавил избранный в прошлом году мэром города Виктор Тархов, победивший тогда своего предшественника-«единоросса», партия получила 15%.
Таким образом, «большая тройка» партий, которые гарантированно будут представлены в Госдуме – «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, – пополнилась мироновцами, ранее включаемыми в число «проходных» партий, скорее, в виде аванса. Вырисовывается устраивающая Кремль конструкция будущей Госдумы, в которой амбиции разных групп региональных элит должны найти свое место. Самые сильные и влиятельные пойдут в список «Единой России». Фигуры «второго ряда», но желающие (и имеющие шансы) стать первыми, пополнят «Справедливую Россию». Коммунисты за счет своего дисциплинированного электората (особенно ярко эта дисциплина проявилась на нынешних выборах, в условиях более низкой явки, чем на федеральных) сохраняют свои позиции, но не более того. Однако и это удерживает коммунистическое начальство от сближения с радикальной оппозицией. Наконец, региональный бизнес, который не приняли в две кремлевские партии, может постучаться в дверь к Владимиру Жириновскому.
Под вопросом судьба СПС, который на нынешних выборах в ряде регионов оказался в районе проходного барьера и будет представлен в нескольких региональных парламентах. Это повторение партийного результата 2005 года, когда правые, используя популистские лозунги («технологии», связанные с именем политика и имиджмейкера Антона Бакова), уже проходили в законодательные органы власти ряда субъектов Федерации. Однако судьба партии на федеральных выборах выглядит пока смутно и полностью зависит от воли Кремля. Стоит последнему продолжить раскрутку проекта «Гражданская сила», как электорат правых окажется «разорванным» и нынешние полупроходные 6-8% превратятся в непроходные 4-5.
Все остальные партии по итогам этих выборов можно отнести к разряду «безнадежных». Если «Яблоко» снимают в Петербурге (одном из электоральных «доменов» партии), то это означает, что оно уже не фигурирует ни в каких кремлевских раскладах. Аграрии в большинстве регионов даже не выдвигались. «Патриоты России» не вышли за пределы спойлерских функций – отбора голосов у более удачливых соседей по электоральной нише. Впрочем, в ходе думской избирательной кампании могут быть востребованы и подобные услуги.
Автор — заместитель генерального директора Центра политических технологий