Наша Липа
Вы заметили, что в наше время вновь становятся актуальными бородатые советские анекдоты? Вот дошла очередь и до волны, порожденной Олимпиадой 1980 года в Москве – вернее, предшествовавшей ей суматошной потемкинщиной: «Не только москвичи, но и все советские люди воспринимают Олимпиаду как дорогого друга. “Наша Липа” – ласково называют ее в народе». Мы смеялись над этой шуткой, полагая, что знаем, что такое «липа»...
21 марта Верховный суд РФ отклонила иск «Гринпис России» о признании незаконной федеральной целевой программы «Развитие г. Сочи как горно-климатического курорта в 2006 – 2014 гг.» – документа, фактически представляющего собой генплан подготовки к зимней Олимпиаде 2014 года. Истцы добивались отмены программы на том основании, что она не прошла необходимую по закону экологическую экспертизу. Выступившие на суде представители федеральных ведомств дали достойный отпор этому клеветническому выпаду: ответственный сотрудник Минэкономразвития заявил, что экспертиза была проведена и дала положительное заключение, а сотрудник Росприроднадзора – что экспертиза не проводилась и даже документы на нее поданы не были, поскольку в этом нет необходимости. В общем, все по тексту известной байки про треснутый горшок, которого соседка, во-первых, в глаза не видела, во-вторых, взяла уже разбитым, в-третьих, вернула целехоньким.
Столь продуманная и эшелонированная аргументация полностью убедила судью первой инстанции Николая Романенкова – несмотря на то, что в начале процесса он не скрывал своего иронического отношения к юридическому стилю ответчика. Проблема, однако, в том, что решение о судьбе сочинской заявки будут принимать не басманные юристы, а люди, до сих пор не знающие, что национальные интересы имеют приоритет перед законами. На пресс-конференции по итогам визита в Сочи Оценочной комиссии МОК ее председатель Чихару Игайя назвал две проблемы сочинской заявки: предельно сжатые сроки, в которые надо построить необходимые для проведения Олимпиады объекты, и экологические проблемы, связанные с ее проведением.
О первой проблеме у нас еще будет повод поговорить, а пока – о второй. Комментируя это заявление, Антон Орехъ сказал, что «сочинскому комитету не стоит особенно бояться возражений по поводу экологии» – дескать МОК, «как правило, закрывает глаза на протесты экологов, потому что не было ни одной Олимпиады за последнее время, не имевшей проблем с «зелеными». Все верно, но проблемы проблемам рознь. Понятно, что в каком бы углу мира ни развернулось масштабное строительство чего бы то ни было, обязательно найдется кто-то, кого эта стройка лишит любимого места прогулок или рыбалки. Но одно дело – пара десятков местных активистов и заезжих профессионалов общественного протеста, готовых доказывать экологическую уникальность даже заброшенной промзоны. И совсем другое – прямая угроза территории, включенной в реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО, т. е. в список современных чудес света.
Ряд территорий, на которых намечается (а частью уже и разворачивается) строительство, входит в Сочинский национальный парк. Нацпарк, конечно, не заповедник – в нем допускается ограниченная хозяйственная деятельность, в том числе строительство зданий для приема и обслуживания посетителей. Мировой опыт показывает: если парк не отведет определенную площадь под места для привалов, трапез, ночлега и подвижных игр, то потеряет куда больше от кострищ, порубок и тому подобной активности посетителей. Но на строительство в национальных парках наложены жесткие ограничения, и до сих пор никому в голову не приходило строить в них спортивные объекты олимпийского уровня. Тем более никто не предполагал, что под хозяйственное освоение можно пустить чуть ли не четверть территории парка – в том числе ценнейшие с природоохранной точки зрения участки (которые специально для этого несколько месяцев назад росчерком пера перевели из заповедной зоны в зоны рекреации и обслуживания посетителей).
Сочинский национальный парк в целом не входит в состав объекта Всемирного наследия, но в него входят некоторые участки парка, граничащие с Кавказским биосферным заповедником и имеющие статус его охранной зоны. Часть из них также предназначена к застройке, и это уже прямое нарушение международных обязательств страны. Замять, спустить на тормозах такой скандал практически невозможно (тем более что никто особо и не пытается). Еще в октябре прошлого года конгресс «зеленых» партий Европы принял специальную резолюцию, в которой прямо призвал МОК отклонить заявку Сочи. С решительными протестами против планов застройки малонарушенных природных территорий выступают самые известные в мире экологические организации – такие, как Всемирный фонд дикой природы (WWF) и «Гринпис», с которыми международные чиновники (в том числе и спортивные) предпочитают не ссориться.
Между тем все сколько-нибудь объективные наблюдатели, включая горячих сторонников проведения Олимпиады в Сочи, признают, что шансы российской заявки и так невелики. Громкий скандал вокруг экологических проблем неизбежно утопит ее окончательно. Даже если предположить, что российские ответственные лица, затевая штурм национального парка, не предвидели подобных последствий, то сейчас они знают о них совершенно точно. Казалось бы, нужно любой ценой погасить конфликт, избежать резких заявлений «зеленых» – хотя бы на недолгое время, оставшееся до того, как МОК сделает окончательный выбор. Потом можно отмахнуться от любых обязательств – что бы там ни было, а переносить Олимпиаду уже никто не будет. Но вместо этого все органы власти – федеральные, краевые и городские – словно бы нарочно делают все, чтобы скандал не затихал.
Объяснить такое поведение можно только одним: все вовлеченные в процесс ответственные лица абсолютно уверены в том, что никакой Олимпиады в Сочи не будет. Ни при каких обстоятельствах.
В свете этого олимпийская заявка (названная в заявлении Социально-экологического союза «тщательно спланированной авантюрой») превращается просто в предлог для раздела и «хозяйственного освоения» самых лакомых земель в окрестностях «летней столицы России» – чему до сих пор препятствовал их статус национального парка. И это не домыслы. Через некоторое время после того, как Михаил Фрадков подписал распоряжение правительства № 81-р от 26.01.2007 г., определявшее участки Сочинского НП, «на которых допускается строительство и эксплуатация объектов социальной инфраструктуры», «Гринпис России» удалось выяснить, что же именно будет построено в перечисленных в этом распоряжении кварталах. В списке не нашлось ни единого даже условно олимпийского объекта: «сноуборд-парк», «спа», «гольф-клуб»... Ну ясное дело, какая же Белая Олимпиада без спа и турнира по гольфу! И где же играть в гольф, как не на склонах Кавказа?
Этим планам протесты «зеленых» и вызванный ими международный скандал не только не мешают, но, напротив, автоматически решают одну – может, не самую главную, но довольно чувствительную – проблему. Когда сочинская заявка получит окончательный отказ, неизбежно встанет вопрос: кто виноват в срыве высочайшего поручения? (Тем более что глава государства, говорят, до сих пор относится к олимпийским перспективам Сочи серьезно.) Резкие протесты «зеленых» дают чиновникам идеальный шанс пройти этот неприятный этап без потерь: да вот же они, виновники! Вот эти предатели, австрийско-корейские наймиты, открыто празднующие очередное унижение России! А мы ни при чем – у нас бы все получилось, но против нас опять был составлен международный заговор... Ну что поделаешь – ладно, не пропадать же теперь добру, не возвращать же землям охранный статус. Давайте построим там что-нибудь еще. Салон тайского массажа, например...
И последнее. Ценность природных территорий, прилегающих к Сочи, вовсе не означает, что любая крупномасштабная деятельность в этих местах неизбежно будет противоречить интересам охраны природы. Выбор, который придется делать сочинскому региону, – это выбор не между неприкосновенностью и экономическим развитием, а между развитием цивилизованным и развитием диким. Долгосрочные планы развития, крупные проекты с продуманными экологическими и социальными аспектами могли бы стать способом сохранения природы региона. Этим объясняется, например, осторожная поддержка, оказываемая тем же WWF проекту горнолыжного курорта «Роза Хутор», реализуемому холдингом «Интеррос» в тех же местах, в том числе и на территории национального парка. Не всем экологическим НГО нравится подобное сотрудничество, но и «Гринпис», и ряд других организаций уже заявили о том, что они не считают проведение Олимпиады в Сочи абсолютно неприемлемым – они выступают лишь против раздела и бесконтрольной эксплуатации уникальных природных территорий.
Беда в том, что их оппонентам нужно именно это.