Последний шанс Виктора Ющенко
Виктор Ющенко распустил Верховную раду. Для него это - последняя возможность сохранить хоть какие-то шансы на политическое выживание. Можно, конечно, потерять все, если нынешний кризис закончится импичментом. Но и без этого дела президента обстоят плохо – в течение последних двух лет его позиции оказались резко ослаблены: нынешний Ющенко уже не похож на революционного триумфатора. Вначале президент не смог выступить арбитром в конфликте соратников по Майдану - Тимошенко и Порошенко, - взорвавшем «оранжевый» кабинет министров. Затем не смог договориться с Тимошенко и Морозом после выборов в Раду, когда были уже почти согласованы параметры нового варианта «оранжевой» коалиции.
Попутно он не решился вступить в циничный торг с Януковичем, чтоб добиться у него премьерского поста для Еханурова, а когда начал предпринимать шаги в этом направлении, то было уже поздно (Янукович, сговорившись с Морозом, смог обойтись без президента). Потом благословил министров-«нашеукраинцев» на вхождение в состав правительства на подчиненных ролях, изрядно дискредитировав «Нашу Украину» такой соглашательской позицией. Через несколько месяцев этих министров из правительства выжили – и снова Ющенко проиграл.
В нынешнем году положение Ющенко еще более ухудшилось. Верховная рада сильно ударила по его престижу, отклонив предложенную им кандидатуру на пост главы МИДа (напомним, что в правительстве остались два «президентских» ведомства – МИД и Минобороны). Один за другим депутаты-«заднескамеечники» из числа сторонников Ющенко стали переходить в коалицию Януковича. Потом в числе сторонников правительства оказался и экс-премьер Кинах, который был союзником Ющенко еще с 2004 года: он занял пост министра экономики. Похоже, что именно эта история стала последним унижением Ющенко, которое и повлияло на его решение разрубить гордиев узел. Президент не стал ждать новой волны перебежчиков и численного увеличения правительственной коалиции в Раде до конституционного большинства.
Рейтинг «Нашей Украины», по данным Центра Разумкова, составил на начало марта 7,3% (от всех избирателей). Это означает, что партия проходит в Раду (в Украине, в отличие от России, невысокий 3%-ный избирательный барьер), но заведомо проигрывает Блоку Юлии Тимошенко (у БЮТ 15,4%). Неудивительно, что Тимошенко настаивала на проведении досрочных выборов. Тем более что сейчас для Виктора Януковича не лучшая политическая ситуация. Партию регионов поддерживает 18,6% избирателей, так что ее разрыв с БЮТ сократился до минимума. «Регионалы» были вынуждены принять на себя груз непопулярных решений, в том числе, о повышении тарифов на газ, электроэнергию, коммунальные услуги. 47% украинцев обвинили в росте тарифов правительство Януковича. На этом фоне Тимошенко, с ее популизмом и гремучей смесью социалистических и вестернизаторских идей, может попытать счастья на выборах.
Таким образом, Ющенко из двух зол – договоренностей с Януковичем и Тимошенко – выбрал, с его точки зрения, меньшее. Медленной агонии слабеющего политика он предпочел азартный ход, свойственный скорее Борису Ельцину первой половины 90-х годов. Впрочем, нынешняя украинская ситуация существенно отличается от тогдашней российской. Тогда в распоряжении Ельцина было лояльное правительство Черномырдина – теперь Ющенко находится в системном конфликте с кабинетом Януковича.
Ельцин контролировал МВД через верного министра Ерина – украинское ведомство внутренних дел возглавляет социалист Цушко, соратник спикера распущенной Рады Александра Мороза. Руцкой и Хасбулатов не могли рассчитывать на поддержку сильных российских регионов – Янукович опирается на восток Украины с его амбициозным бизнесом. Наконец, кредит доверия Ельцину в сентябре 93-го был существенно выше, чем у Ющенко в апреле 2007-го. Кроме того, в современной Украине возникает фантасмагорическая конкуренция двух избиркомов: одного – во главе с ющенковцем Давыдовичем и другого, распущенного еще в 2004 году, но реанимированного нынешней ночью Радой (его председателя Кивалова «оранжевые» обвиняли в массовых фальсификациях на президентских выборах).
Теперь в Украине события развиваются по сценарию эскалации, и обеим сторонам все сложнее отступать. Сейчас, как и в конце 2004-го, начнется борьба за симпатии «силовиков», роль которых в периоды кризисов резко возрастает. Встает вопрос о том, кто будет финансировать объявленные Ющенко новые выборы – правительство Януковича не собирается это делать. В ющенковском лагере уже резко усилились позиции радикалов, уличных трибунов – таких как Тимошенко и экс-министр внутренних дел Луценко. Соответственно, возрастает и зависимость президента от Тимошенко, которая готова рисковать значительно больше, чем традиционно осторожный Ющенко с его имиджем сельского бухгалтера-пчеловода. Возможно, что подобные процессы радикализации могут быть актуальны и для противоположной стороны – в период смуты политики-центристы обычно отходят на второй план, уступая место самым «буйным».
Впрочем, традиционная склонность украинской элиты к компромиссам – часто совершенно неожиданным, вроде прошлогоднего перехода Мороза от Ющенко к Януковичу – способна сыграть сейчас положительную роль. Она может предотвратить развитие событий по наихудшему сценарию кровопролития и развала страны. Возможно, что конфликт может быть если не разрешен, то несколько «притушен» в результате рассмотрения дела о законности президентского указа в Конституционном суде. Не исключено также, что стране в очередной раз потребуются посреднические усилия соседних стран – представителей ЕС и России, – которые могут взять на себя миссию разведения по разным углам украинских Монтекки и Капулетти. Вопрос только в том, удастся ли найти «честных брокеров», которым смогут доверять все стороны украинского конфликта.
Автор - заместитель генерального директора Центра политических технологий
Обсудить "Последний шанс Виктора Ющенко" на форумеПопутно он не решился вступить в циничный торг с Януковичем, чтоб добиться у него премьерского поста для Еханурова, а когда начал предпринимать шаги в этом направлении, то было уже поздно (Янукович, сговорившись с Морозом, смог обойтись без президента). Потом благословил министров-«нашеукраинцев» на вхождение в состав правительства на подчиненных ролях, изрядно дискредитировав «Нашу Украину» такой соглашательской позицией. Через несколько месяцев этих министров из правительства выжили – и снова Ющенко проиграл.
В нынешнем году положение Ющенко еще более ухудшилось. Верховная рада сильно ударила по его престижу, отклонив предложенную им кандидатуру на пост главы МИДа (напомним, что в правительстве остались два «президентских» ведомства – МИД и Минобороны). Один за другим депутаты-«заднескамеечники» из числа сторонников Ющенко стали переходить в коалицию Януковича. Потом в числе сторонников правительства оказался и экс-премьер Кинах, который был союзником Ющенко еще с 2004 года: он занял пост министра экономики. Похоже, что именно эта история стала последним унижением Ющенко, которое и повлияло на его решение разрубить гордиев узел. Президент не стал ждать новой волны перебежчиков и численного увеличения правительственной коалиции в Раде до конституционного большинства.
Рейтинг «Нашей Украины», по данным Центра Разумкова, составил на начало марта 7,3% (от всех избирателей). Это означает, что партия проходит в Раду (в Украине, в отличие от России, невысокий 3%-ный избирательный барьер), но заведомо проигрывает Блоку Юлии Тимошенко (у БЮТ 15,4%). Неудивительно, что Тимошенко настаивала на проведении досрочных выборов. Тем более что сейчас для Виктора Януковича не лучшая политическая ситуация. Партию регионов поддерживает 18,6% избирателей, так что ее разрыв с БЮТ сократился до минимума. «Регионалы» были вынуждены принять на себя груз непопулярных решений, в том числе, о повышении тарифов на газ, электроэнергию, коммунальные услуги. 47% украинцев обвинили в росте тарифов правительство Януковича. На этом фоне Тимошенко, с ее популизмом и гремучей смесью социалистических и вестернизаторских идей, может попытать счастья на выборах.
Таким образом, Ющенко из двух зол – договоренностей с Януковичем и Тимошенко – выбрал, с его точки зрения, меньшее. Медленной агонии слабеющего политика он предпочел азартный ход, свойственный скорее Борису Ельцину первой половины 90-х годов. Впрочем, нынешняя украинская ситуация существенно отличается от тогдашней российской. Тогда в распоряжении Ельцина было лояльное правительство Черномырдина – теперь Ющенко находится в системном конфликте с кабинетом Януковича.
Ельцин контролировал МВД через верного министра Ерина – украинское ведомство внутренних дел возглавляет социалист Цушко, соратник спикера распущенной Рады Александра Мороза. Руцкой и Хасбулатов не могли рассчитывать на поддержку сильных российских регионов – Янукович опирается на восток Украины с его амбициозным бизнесом. Наконец, кредит доверия Ельцину в сентябре 93-го был существенно выше, чем у Ющенко в апреле 2007-го. Кроме того, в современной Украине возникает фантасмагорическая конкуренция двух избиркомов: одного – во главе с ющенковцем Давыдовичем и другого, распущенного еще в 2004 году, но реанимированного нынешней ночью Радой (его председателя Кивалова «оранжевые» обвиняли в массовых фальсификациях на президентских выборах).
Теперь в Украине события развиваются по сценарию эскалации, и обеим сторонам все сложнее отступать. Сейчас, как и в конце 2004-го, начнется борьба за симпатии «силовиков», роль которых в периоды кризисов резко возрастает. Встает вопрос о том, кто будет финансировать объявленные Ющенко новые выборы – правительство Януковича не собирается это делать. В ющенковском лагере уже резко усилились позиции радикалов, уличных трибунов – таких как Тимошенко и экс-министр внутренних дел Луценко. Соответственно, возрастает и зависимость президента от Тимошенко, которая готова рисковать значительно больше, чем традиционно осторожный Ющенко с его имиджем сельского бухгалтера-пчеловода. Возможно, что подобные процессы радикализации могут быть актуальны и для противоположной стороны – в период смуты политики-центристы обычно отходят на второй план, уступая место самым «буйным».
Впрочем, традиционная склонность украинской элиты к компромиссам – часто совершенно неожиданным, вроде прошлогоднего перехода Мороза от Ющенко к Януковичу – способна сыграть сейчас положительную роль. Она может предотвратить развитие событий по наихудшему сценарию кровопролития и развала страны. Возможно, что конфликт может быть если не разрешен, то несколько «притушен» в результате рассмотрения дела о законности президентского указа в Конституционном суде. Не исключено также, что стране в очередной раз потребуются посреднические усилия соседних стран – представителей ЕС и России, – которые могут взять на себя миссию разведения по разным углам украинских Монтекки и Капулетти. Вопрос только в том, удастся ли найти «честных брокеров», которым смогут доверять все стороны украинского конфликта.
Автор - заместитель генерального директора Центра политических технологий