КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеГ-н Теплюк и рекордный урожай спагетти

4 АПРЕЛЯ 2007 г. ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА
liter.kz
1 апреля «Вести недели» сообщили новую сенсационную версию убийства Александра Литвиненко: его устранил Борис Березовский, ибо Литвиненко был главным свидетелем того, что Березовский получил политическое убежище в Великобритании, инсценировав покушение на себя самого. Об этом поведал городу и миру некий гражданин, вещающий измененным голосом спиной к камере. Гражданин рассказал, как Литвиненко опоил его психотропным средством и в этом измененном состоянии сознания товарищ, сидящий спиной к камере, и дал показания о готовившемся им покушении на Березовского.

Надо сказать, что сначала у меня было впечатление, что я смотрю удачный первоапрельский розыгрыш. Даже удачней старого репортажа Би-Би-Си о рекордном урожае спагетти, который фермеры сняли с деревьев в Италии.
Но, оказывается, наши спагетти были всерьез.

Что меня больше всего изумляет в этих историях – что нас, публику, держат совсем уж за инфузорий. Взять хотя бы замечательный сериал про «шпионский камень», посредством которого сотрудники британского посольства получали информацию от двух завербованных ими шпионов. Уже год прошел: сотрудников посольства так и не объявили персонами нон грата, а двух шпионов так и не предъявили. Пора бы.

Первоапрельские спагетти «Вестей недели» из той же серии. Во-первых, очень быстро оказалось, что герою передачи совершенно незачем сидеть спиной к камере. (Это вообще, кстати, дивная деталь: сидит человек спиной к камере и рассказывает, как на основании его показаний Березовский получил в суде политическое убежище: да что же, англичане и Березовский не знают, кто давал показания? От кого прячемся?)

Героя зовут Владимир Теплюк, и его имя уже десятки раз упоминалось в желтой прессе. Еще до убийства Литвиненко некто Никита Чекулин, бывший приближенный Березовского, вернувшийся в Россию, поведал в эксклюзивном интервью «МК», близко к тексту повторяющем эксклюзивное же интервью Чекулина «Известиям», об истории г-на Теплюка.

По словам Чекулина, Теплюк, выходец из Казахстана, в 2003 году все время крутился возле Березовского, постоянно ходил в суд, где шли слушания об экстрадиции. Его приметили: с ним встретился сначала сам Чекулин, потом Литвиненко, потом Дубов. Литвиненко «наехал» на Теплюка, обвинив его в том, что тот агент ФСБ, Теплюк заметался, растерялся, Литвиненко предложил Теплюку дать показания о том, что тот нанят ФСБ убить Березовского, и «Теплюк написал заявление, что должен был убить олигарха».

Сразу после убийства Литвиненко историю Теплюка рассказали еще несколько раз, в частности сайт flb.ru. Правда, там все по-другому: там коммерсант Теплюк героически противостоит подлым попыткам олигарха оклеветать родное ФСБ. «Попытки добиться от Теплюка нужных Березовскому показаний продолжались затем всё лето 2003 года, — пишет сайт. — Особенно, помимо Литвиненко и Дубова, усердствовали Гольдфарб и Левтов. В конце концов, не получив от Теплюка ложных заявлений, адвокаты Березовского через местные правоохранительные органы потребовали от Теплюка ни больше ни меньше… не появляться впредь в зале суда на Боу-стрит».

Словом, история г-на Теплюка – тухлая. Терся зачем-то человек у здания суда, был то ли агентом ФСБ, то ли Березовского, то ли тем и другим сразу или поочередно в зависимости от вознаграждения. Одна из тех странных историй, которые случаются вокруг Бориса Абрамыча и оставляют сомнительный след: то ли он шубу украл, то ли у него украли. (Больше всего г-н Теплюк похож, по рисунку, на мелкого агента ФСБ, которого пытались перевербовать — сначала успешно, а потом наоборот.)

Но суть в другом: тогда, в 2003-м, путаная история с «покушением на Березовского в зале суда» вызвала интерес разве что у «Санди таймс». Суд она настолько не интересовала, что судья Уоркмен Теплюка даже не стал допрашивать. И в 2003 году, когда Березовскому предоставили политическое убежище и прокуратура отчаянно нуждалась в оправданиях, ни о каком г-не Теплюке никто ничего по российскому телевидению не слышал.

Однако более всего обижает вот что: что нам в качестве эксклюзива на 1 апреля не могли показать какой-нибудь новой версии, например, что Литвиненко по заказу Березовского убили инопланетяне, которым полоний-210 был нужен в качестве топлива для их космических кораблей. А рассказали историю Теплюка, о которой — к моменту смерти Александра Литвиненко, убранного якобы как единственного свидетеля этой истории — знал не только сбежавший уже от Березовского обратно в Россию Никита Чекулин, но и вся аудитория «МК» и «Известий». (По идее, Березовскому их тоже придется убирать! А заодно – весь интернет.)

И еще один момент. Первоапрельская история «Вестей недели» последовала сразу после того, как в Лондоне следователи Генпрокуратуры допросили Бориса Березовского в связи с убийством Литвиненко.

Вообще-то следователи планировали допросить 100 человек. И нам все время сообщали, что вот сейчас следователи прибудут – и допросят. Это были такие новости будущего времени. Каждую неделю можно было прочесть, что вот сейчас следователи Генпрокуратуры приедут в Лондон.
И любой нормальный человек, не повернутый на пиаре, просто послал бы следователей Генпрокуратуры. И новости будущего времени так и остались бы новостями будущего времени. Но Борис Абрамович пришел на помощь Генпрокуратуре. И дал себя допросить.

Понятно, что Борис Березовский извлек из допроса все удовольствие, какое мог. Он настоял, чтобы следователей обыскали. Он настоял, чтобы пленку с записью допроса отдали ему. Он получил повод десять раз прокомментировать допрос и сообщить городу и миру, что он думает об убийстве Литвиненко.

Вот только все это не имеет никакого значения. Потому что важны не комментарии. Важны – события. Для мира неважно, как Борис Березовский еще раз прокомментирует смерть Литвиненко. Для мира важно – подаст или нет Скотланд-ярд на экстрадицию Лугового и Ковтуна.
А для России неважно, что у следователей прокуратуры перед допросом поискали только что не в интимных местах. Обыск следователей не является событием. Событием является допрос Березовского.

В свое время Бориса Абрамовича и погубила страсть к пиару. Ну хорошо, сделал он Путина президентом – так зачем было об этом так громко всем говорить? Зачем было ходить в Курске перед почетным караулом? Тут и суслик не выдержит, не то что Путин.
И на этот раз страсть к пиару снова подвела Бориса Абрамовича. Потому что, какое бы интервью он ни дал после своего допроса – «Вести недели» с первоапрельским Теплюком все равно Бориса Абрамовича переплюнут.
Обсудить "Г-н Теплюк и рекордный урожай спагетти" на форуме
Версия для печати