КОММЕНТАРИИ
Вокруг России

Вокруг РоссииСтрельба по-македонски

25 АПРЕЛЯ 2007 г. ЛЕОНИД РУЗОВ
illar.hiero.ru
Новости из-за океана складывались как на подбор. Прошлая неделя началась в понедельник, 16 апреля, с убийства "виргинским стрелком" Чо Сен Ху тридцати двух человек. Закончилось в пятницу, 20 апреля, в Центре управления полётами в Хьюстоне, где Вильям Филлипс захватил двоих заложников, убил одного, а затем застрелился.
Комментарии в итоговых выпусках новостей были неизбежны, «как крах империализма». Подтекст: "два мира — два Шапиро".

Как это психически неуравновешенному удалось добыть два ствола и сотни патронов? Известно как — у них ведь там свободная продажа оружия и могучее оружейное лобби.
Но это не всё. Чо Сен Ху насмотрелся кино, копировал героя Old boy — значит, виноват кинематограф. Убийца — иммигрант. И вот уже "эксперт" предрекает в Штатах межрасовые конфликты, а для нас требует ужесточения контроля над миграцией.

Что же до захвата заложников в Техасе, то и здесь риторические вопросы телеведущих можно было предвидеть: "Как это электрику удалось пронести оружие на особо охраняемый объект?" И резюме — проговаримое ли открыто, подразумеваемое ли — "Вот они, их пиндосские нравы! Вот он, хвалёный Пиндостан!"

Наверное, всё так — и со свободной продажей, и со слабой охраной... Но я почему-то вспомнил историю «из прошлой жизни». Дело было лет двадцать пять назад, в первой половине восьмидесятых. В одном из институтов неподалёку от станции метро "Октябрьское поле". Год точно не помню. Сдаётся, что при Андропове. Кажется, в это время ещё не перестали бороться за дисциплину и учинять выговоры в приказе под расписку за трёхминутное опоздание.

Но вот как-то поутру я не смог вовремя попасть на рабочее место. Не один, а вместе с толпой таких же, в восемь утра осаждавших проходную. На проходной работали сыщики с Петровки вместе с представителями спецкомендатуры. Вскоре трудящихся пропустили-таки на работу — постигать дальше глубины тайн атомного ядра. Проходя, мы видели на грязно-белом полу бурые пятна и обведенные мелом контуры тела.

Никаких официальных сообщений, впрочем, не было. Не случилось и закрытого приказа из министерства с обязательным ознакомлением под расписку, как было заведено при авариях и несчастных случаях с летальным исходом. Но случившееся на много дней стало главной темой разговоров в институтских "курилках". Постепенно сложилась картина события. Картина, впрочем, слишком фантастическая, чтобы быть воспринятой как правда. Так что она со временем забылась, заняв своё место в ряду институтских легенд.

Прошло лет пять или десять, и я оказался в другом московском институте, куда более открытом и гостеприимном, — в приёмном отделении Склифосовского. Разговорился с персоналом. Неожиданно в беседе всплыл знакомый сюжет — и подтвердился в малых подробностях. История о "стрельбе по-македонски" оказалась точна и правдива, как и прочие институтские легенды.

Той давней ночью один из сотрудников спецкомендатуры — нет, не вооружённый, не прапорщик из роты охраны, а наладчик, электронщик, обслуживавший системы сигнализации и наблюдения — окончательно "съехал с катушек" на почве ревности. Он сумел разоружить охранника, сидевшего на входе в одно из зданий. Взяв его на мушку, наш герой пошёл на проходную — видимо, надеялся, что с заложником удастся выйти за «периметр».

Внешняя охрана, сидевшая на проходной, была иного мнения. В перестрелке повезло новичку. Наш герой — вроде бы не отягощённый спецподготовкой — уложил по крайней мере одного охранника, взял с тела ещё один пистолет и патроны и вышел в город. Заложник и остальные охранники бежали.
А наш скромный труженик осциллографа и паяльника добрался до дома... Кого он там застал, что увидел, не знаю. Свою жену и соседа он застрелил. Затем подался в бега. Впрочем, "в бега" слишком громко сказано. Скорее ушёл. Но вид его и походка привлекли внимание милицейского патруля на "Волге". Милиционеры попытались его остановить. Лучше бы они этого не делали. "Волга" была буквально изрешечена из двух стволов — действительно "по-македонски". Милиционеры были убиты или тяжело ранены. Стрелок вновь пополнил боезапас.

Собственно, изо всей истории только этот финал и попал потом в прессу — в ведомственную, милицейскую. Писали про "особо опасного преступника", расстрелявшего милиционеров, не указывая, впрочем, место работы стрелка и происхождение оружия. Но я отвлёкся…

Брали его с участием войск, уже под утро, в одном из московских парков. Он отстреливался. Кажется, ранил солдата. Сам был тяжело ранен, его доставили в "Склиф", как и прочих выживших. Жизнь спасли — чтобы потом судить.
Такая вот "стрельба по-македонски..." Удивляюсь, почему эту историю не экранизировали расплодившиеся «документалисты криминального жанра»!

Время, повторю, позднесоветское. Место не Техас, а Москва, "почтовый ящик". Оружия в свободной продаже нет. Достать "ствол" практически невозможно. Закрытый режимный объект, регулярный всеобщий медосмотр, недрёманное око Первого, Второго и прочих отделов... Другое время, другой континент, другой, как это там, "общественный строй"... Но что-то общее заметить можно, не правда ли?

Я мог бы вспомнить истории из современной русской жизни. Например, налёт на арсенал "госкомдури" в Нальчике в декабре 2004-го — уже через несколько дней Шамиль Басаев демонстрировал перед камерой захваченное там оружие. Похоже, наши силовые ведомства накопили столько стреляющего и взрывчатого добра, что охранять некому — зачем?

Впрочем, охрана не только решение проблемы, но и новая проблема. Посчитаем, сколько у нас ежегодно случается историй типа "получил оружие, заступил в караул, расстрелял сослуживцев"? Сколько происходит побегов с оружием? Можно было бы отнести это на счёт замечательного морально-психологического состояния нашей славной армии — и это будет правда. Но не вся правда.
"Не спрашивай, по ком звонит колокол — он звонит по тебе".
VT, "Виргинский Технологический" — это ведь тоже и также про всех нас здесь в России, как и взрыв на "Ульяновской".

"Убивает не оружие, убивает человек" — любят повторять представители "пресловутого американского оружейного лобби". Самое печальное — они ведь правы. Просто мы пока не знаем этого человека. Пока не знаем. Пока он не начал стрелять.
Обсудить "Стрельба по-македонски" на форуме
Версия для печати