Цена компромисса в тупиковой ситуации — власть

25 апреля Виктор Ющенко вновь «перевернул доску». Очередной указ о роспуске Верховной Рады и о назначении новой даты досрочных выборов (теперь – 24 июня) смешал все карты и поставил ситуацию с ног на голову. Фактически Ющенко «отыграл» юридическое преимущество: проигрышное дело в Конституционном суде закрыто, новая дата выборов находится в полном соответствии с украинской Конституцией: по прошествии 60 дней с момента роспуска парламента, т.е. с 25 апреля. Иными словами, Ющенко сделал вторую попытку, что вызвало недолгий ступор в стане «регионалов» и нервное веселье в журналистском сообществе. Отныне киевские СМИ пестрят заголовками вроде «Серийный президент» или «Страна обезумевших юристов»: в самом деле, возможно ли распускать парламент, который уже был однажды распущен? И сколько раз можно распускать один и тот же парламент? Фарс и юридическая истерика перешли в новую фазу, когда 26 апреля Ющенко свежим указом назначил нового-старого генпрокурора: Святослав Пискун, уволенный в свое время президентом Кучмой, затем восстановленный президентом Ющенко, затем уволенный им же по причине провала резонансных дел, затем опять же восстановленный решением Шевченковского районного суда г. Киева, каковое было в свою очередь отменено судом высшей инстанции, в один день был восстановлен решением все того же Шевченковского суда. Абсурд, кроме всего прочего, в том, что за два дня Шевченковский суд вынес по делу трижды бывшего генпрокурора два противоположных по сути решения, причем постановление от 26 апреля о восстановлении Пискуна в должности было вынесено лишь после кадровых перетасовок в самом суде.
Юридическую логику здесь усмотреть сложно, что же до логики политической, то иные оптимисты видят во всем этом некую надежду: единственное достоинство скандального прокурора Пискуна – его так называемая гибкость. Будучи в настоящий момент депутатом Верховной Рады и членом «региональной» фракции, дисциплинированно проголосовавшим за «неконституционность» президентского указа, в первом же интервью в должности генпрокурора Пискун заявил, что указы президента должны исполняться, прокурорский долг – надзирать за их исполнением и никакого противоречия в своих вчерашних и сегодняшних действиях он не видит.
Новый виток политического конфликта был спровоцирован 1 мая, когда Виктор Ющенко освободил от должности судью КС Сюзанну Станик с формулировкой "за нарушение присяги". Накануне с такой же формулировкой был уволен судья Валерий Пшеничный.
Неудивительно, что в описании действий обеих сторон конфликта — любыми комментаторами — есть общее место, которое можно сформулировать приблизительно так: «выход за пределы юридического поля». Можно усмотреть сколько угодно юридических несообразностей в том, что происходит на Банковой (в Администрации президента) и на Грушевского (в парламенте и Кабмине), более того, новое обострение и новый виток противостояния оборачиваются тупиком – правовым и политическим. Развитие сюжета сулит дурную бесконечность: ответным шагом парламента, как и следовало ожидать, стало очередное представление нового указа во все тот же Конституционный суд. Затем в парламенте зарегистрировали начало процедуры импичмента президента. Процедура же такова, что начать ее несложно, вот только закончить – проблематично. Точно так же, как невозможно провести выборы без участия Партии регионов — невозможно провести импичмент без подключения к процедуре представителей всех парламентских фракций. За решение об отстранении президента должны высказаться как минимум 338 депутатов, и «коалицианты» получат искомое число лишь в том случае, если сговорятся с фракцией Юлии Тимошенко.
Как ни странно, это не выглядит совершенно невероятным. Более того, Виктору Ющенко – в страшном сне, а Юлии Тимошенко – в сладких мечтах могла пригрезиться нынешняя ситуация: фактически судьба президента находится в руках «женщины с косой». При этом «регионалы» готовы сыграть на президентских амбициях самой Тимошенко, тогда как Ющенко, предъявив Януковичу очередной список невыполнимых требований, загнал себя в глухой угол. «Регионалы» охотно распространяются об имеющих место быть консультациях с «бютовцами» (членами фракции Юлии Тимошенко). «Бютовцы» покамест сам факт переговоров отрицают, но все заинтересованные лица, в том числе и Виктор Ющенко, отдают себе отчет в том, чем обернется «золотая акция» Тимошенко при новом переделе власти.
В конце концов, в тупиковых ситуациях выигрывают способные переговорщики, новейшая история и события последнего месяца показывают, что Ющенко с Януковичем договориться категорически не способны. А вот Тимошенко договориться может с кем угодно и о чем угодно. Компромисс – вопрос момента, а верность/неверность слову – вопрос следующего момента. Цена компромисса в наших тупиковых играх – не примирение, но власть.
Киев