Троянский конь
Главной интригой мая стал аукцион по продаже 13 лота, сформированного из имущества банкротящегося ЮКОСа. Торги выиграло никому неизвестное ООО «Прана», при этом борьба разгорелась не на шутку. Главным соперником выступало ООО «Нефть-актив» — «внучка» государственной «Роснефти». Цена повышалась 707 раз и выросла со стартовых 22,1 млрд рублей до 100,09 млрд.
Вопросов после этого аукциона возникает несколько. Главные: кто купил выставленное имущество и что именно он купил, не пожалев почти 4 миллиарда долларов. Надо сказать, что за выходные никому так и не удалось выяснить, кто именно стоит за «Праной». Журналисты и опрошенные ими эксперты высказывают лишь догадки и предположения. Среди претендентов называются «Газпром» и ЛУКОЙЛ, хотя вразумительно объяснить, почему именно они, и зачем им было тратить столько денег, мало кто смог.
Возможно, ответ на вопрос о том, кто истинный покупатель кроется в ответе на вопрос, за что именно разгорелась столь ожесточенная борьба. До начала аукциона считалось, что дороже всего стоит 22-этажное здание штаб-квартиры ЮКОСА, построенное на Дубининской улице, неподалеку от Павелецкого вокзала. Уникальность его заключается в электронной начинке, позволяющей, в частности, все системы здания регулировать из одной комнаты. Впрочем, оценивается оно максимум в 250-300 миллионов долларов. Получил покупатель и контрольный пакет в ОАО «НИИ экономики авиационной промышленности», владеющей комплексом зданий в Уланском переулке, но и эти площади в центре Москвы стоят менее 100 миллионов долларов.
Значит, дело в компаниях, выставленных на продажу вместе с предприятиями, владеющими зданиями. Среди них, например, ООО «Торговый дом «ЮКОС-М» — компания, закупавшая сырую нефть у добывающих «дочек» ЮКОСа и отправлявшая ее на переработку или продававшая ее за границу. Торговля нефтепродуктами также относилась к сфере компетенции «ЮКОС-М». Газета «Ведомости» предположила, что на счетах торгового дома и других подконтрольных ему трейдеров могли «зависнуть» огромные суммы, и за них-то и велась борьба.
Опрошенные газетой бывшие менеджеры разоренной компании оценивают эти суммы в 2-3 миллиарда долларов. Версия вполне похожая на правду. Проблема лишь в том, что если бы государство или конкурсные управляющие могли дотянуться до этих денег, их давно уже не было бы. Значит информации о миллиардных счетах (если они действительно существуют), не нашли ни в процессе многочисленных выемок и обысков, ни в течение всего того времени, когда акционеры уже не контролировали деятельность ЮКОСа. И найти ее невозможно, если нет, скажем, договоров об открытии счетов с банками. Зачем покупать «кота в мешке» какому-нибудь «Газпрому» или ЛУКОЙЛу, совершенно непонятно. Интересоваться ею может только тот, кто знает, где открыты счета и какие суммы на них лежат.
Впрочем, помимо счетов (о наличии или отсутствии которых, скорее всего, никто никогда не узнает), могут всплыть контракты, заключенные компанией «ЮКОС-М» с добывающими «дочками» ЮКОСа, которые (за редким исключением) принадлежат «Роснефти». Понятно, что контракты эти не исполнялись. И какие там заложены штрафные санкции тоже неизвестно. О том, что в ЮКОСе могут быть «троянские кони», защищающие компанию от недружественного поглощения, много говорилось еще в 2003 году, когда «дело ЮКОСа» только начиналось, да и основные акционеры никогда этого не скрывали. Подобная практика, кстати, широко распространена на Западе: защищают свои компании, расставляя «мины замедленного действия», все, кто не хочет потерять контроль над своим бизнесом.
Все это означает, что если действительно за загадочным ООО «Прана» стоят акционеры ЮКОСа, скоро у «Роснефти» и остальных компаний, принявших участие в распродаже имущества ЮКОСа, начнутся проблемы, тем более серьезные, чем больший кусок им удалось ухватить. Понятно, что в России перспектив у судебных исков против «Роснефти» или «Газпрома» и их «дочек» нет никаких. Но Россией сфера деятельности этих компаний не ограничивается. В обозримом будущем может возникнуть ситуация, когда «Роснефть» не то, что в Лондон – на Украину не сможет вывезти нефть без того, чтобы ее не арестовали.
Наконец, есть еще одно объяснение поразительной щедрости ООО «Прана», если за ним действительно стоят акционеры ЮКОСа. Дело в том, что сумма, которую ЮКОС должен был выплатить кредиторам, была собрана уже после реализации 12 лота. Оставшиеся деньги, полученные от распродажи имущества в процессе банкротства, должны получить акционеры (по крайней мере, имеют все основания на них претендовать). Так что, заплатив 100 миллиардов рублей, только основные акционеры ЮКОСа могут надеяться вернуть значительную часть денег назад. Не исключено, что компанию Михаила Ходорковского хоронить еще рано, и вскоре мы станем свидетелями «ответного удара».
Существует, правда, еще один вариант развития событий. ООО "Прана" не оплачивает покупку, либо покупать активы ему запрещает Антимонопольная служба, и победителем становится "Нефть-актив". Но и в этом случае акционеры останутся в выигрыше. Структуре "Роснефти" придется выплатить 100 млрд за то, чем она никак не сможет воспользоваться, и эти деньги пойдут акционерам.