КОММЕНТАРИИ
В оппозиции

В оппозицииАльтернатива

16 МАЯ 2007 г. АНТОН ОРЕХЪ
photo.peoples.ru
Если я правильно понимаю, Виктор Геращенко готов стать кандидатом от оппозиции на президентских выборах. Возможно даже - кандидатом единым. К тому же о его кандидатуре вполне серьезно говорили столь весомые в оппозиционных кругах люди, как, например, Каспаров или Делягин.
Если это действительно так, если Виктор Владимирович и есть наша «альтернатива», то это, конечно, грустно. Просто грустно. И чем серьезнее такая альтернатива обсуждается (т.е. со взвешиванием всех шансов, определением конкретных путей ее продвижения, вычислением процентов), тем еще грустнее.

В принципе, это не так уж и важно, кто станет оппозиционным кандидатом, будет ли он единым, или их будет много, или не будет вовсе. Потому что очевидно: даже самый распрекрасный кандидат не имеет никаких шансов в борьбе с преемником или с самим Путиным, ежели тот вдруг осчастливит нас третьим сроком. Граждане-избиратели просто-напросто ничего о таком кандидате не узнают. В крайнем случае, его иронически обсмеют в своих «аналитических» программах федеральные каналы и этим все и ограничится.

Однако практическая бессмысленность борьбы не означает, что ее не следует вести. Именно поэтому кандидатура оппозиционного претендента так важна, и именно поэтому, услышав про Геращенко, я и не знал, плакать или смеяться. Потому что такая кандидатура означает реально только одно: кроме протеста, отчаянного, смелого, рискованного, нам предложить нечего и некого. К сожалению. К огромнейшему, горчайшему сожалению.

Кто такой Виктор Владимирович? Он очень занятный человек, с хорошим чувством юмора, острым умом и еще более острым языком. У нас на «Эхе» все были в полнейшем восторге после его знаменитого интервью по делу ЮКОСа, цитировали, резали на фрагменты, чтобы дать послушать друг другу, друзьям и знакомым. Мне, глядя на этот ажиотаж, становилось как-то даже неловко. Нет, безусловно, интересно, когда такой знаменитый человек произносит в прямом эфире крепкие слова. Правда, со стороны казалось, что предварительно он принял «допинг» в некотором количестве. Но нам в эфире не привыкать к периодическому появлению «задопингованных» участников. Над этим действительно можно и посмеяться.

В конце концов, лично против Геращенко я ничего не имею. Но что он представляет? Какую идею? С чем, куда и кого поведет? Хорошо, пускай он пользуется некоторыми симпатиями коммунистического электората, некоторым уважением среди «яблочников» и, как видно, вселяет надежды в активистов «Другой России», но идея-то в чем? В том, чтоб урвать понемногу голосов от всех? Но их все равно не хватит ни для какого заметного результата! Что толку рассуждать о его абстрактном авторитете в различных кругах, высоком профессионализме или «заслугах в советский период, что для избирателей тоже важно»? С чем этот немолодой уже, сто раз известный человек пойдет на выборы?

Кстати, по поводу известности. Я предвижу, какой именно ход совершат контрпропагандисты, когда захотят сыграть против Виктора Владимировича. Вы, золотые мои, еще не забыли обмены денег? Государство наше славно, конечно, многими подлостями, и эта была еще не самой худшей и циничной. Но все же для меня эта затея стала одним из символов отношения власти к народу. Смысл обмена денег, который под руководством Геращенко и осуществлялся, состоял в вульгарном изъятии этих денег у населения. Обменять старые купюры на новые за три дня, допустим. И дальше дикие толпы давились в сберкассах, штурмовали магазины, чтобы успеть потратить деньги хоть на что-нибудь, скупали сначала нужное и дорогое, а потом уже все подряд – и дешевое, и бесполезное. Помню мы с товарищем по работе, спасая редакционную кассу, бегали по городу, пока не нашли в каком-то магазине чудом сохранившийся порошок, судя по этикетке - «растворимое какао». Скупили все какао и потом месяца три всей редакцией пили и нахваливали. Вот это все Геращенко и припомнят. И откровенно говоря, будут правы. И про его участие в ЮКОСе вспоминать даже не придется.

И что – под таким знаменем мы пойдем на Кремль? Или за Михаила Михайловича Два (или сколько там?) Процента костьми ляжем у избирательных урн? Кстати, а все-таки за кого - за Геращенко или Касьянова - голосовать-то? Честно говоря, понимая, как будут проходить выборы, думаю, что эти двое скорее друг с другом станут бороться, чем с преемником. Но это мимоходом.

А для властей Геращенко, разумеется, предпочтительней. Они же хотят устроить из кампании балаган, вот и будет им балаган. Кандидат Жириновский, Малышкин какой-нибудь, Брынцалов, Зюганов, все больше и больше похожий на самого себя из почившей программы «Куклы». И Геращенко. И все со стороны выглядит страшно демократично и альтернативно – вон кандидатов сколько! И уже никакой Петросян или Камеди Клаб не нужны – смотришь дебаты и хохочешь.
Обсудить "Альтернатива" на форуме
Версия для печати