Литература, несовместимая с жизнью.
Книжки карманного формата в мягких обложках, бесконечные "Слепые..." и "Бешеные...", а также какая-нибудь "Тройная зачистка" в серии "Спецназ ГРУ" — это ведь такая литература, да? Специальная такая — для чтения в метро и в ретираде. Никто же не читает это на полном сурьёзе? Ну я надеюсь, что не читает...
Но когда господа Андрей Луговой и Дмитрий Ковтун пространно излагают на пресс-конференции то, чему место под мягкой яркой обложкой, жанры смешиваются, мысли тоже, и кажется, что параллельные пространства пересекаются.
Может, действительно, кажется? Ведь если талантливо выстроить повествование, так, чтобы оно нигде не входило в скрежещущее соприкосновение с реальностью, то всё сойдёт с рук!
Ведь и Луговой, и Ковтун в основном ссылались на разговоры с покойным Александром Литвиненко, на его якобы рассказы, подлинность которых он теперь уже не сможет ни подтвердить, ни опровергнуть. На этом, по преимуществу, и построен сенсационный сюжет.
Литвиненко, якобы, рассказал про то, что он — агент английской секретной службы MI-6.
Сам-де рассказал, как они в паре с Алексом Гольдфарбом из "Фонда гражданских свобод" торгуют по сходной цене политическим убежищем.
Признался, что организовывал вооружённое выступление в Нальчике в октябре 2005-го.
Но даже если это правда, зачем тогда Литвиненко это стал бы рассказывать? Загадка. «Минус» авторам романа.
Ну и, разумеется, фирменное блюдо — Борис Абрамович Березовский на вертеле! Он тоже агент MI-6, тоже "на секретной службе Её Величества", значит... Он же, Березовский, организовывал покушения на журналистов. И Литвиненко-де убил тот же самый неутомимый Борис Абрамович.
С этим коктейлем обвинений пусть разбираются другие, любители и специалисты.
Кое-что уже успели опровергнуть... Нет, точнее будет — "отрицать", русский язык — очень точный инструмент! Так вот, Гольдфарб и Березовский уже успели выступить с заявлениями, в которых отрицают обвинения, выдвинутые Луговым и Ковтуном. Да и представители самого Соединённого Королевства высказались в том смысле, что не стоит-де уголовщину превращать в шпионский роман.
Но в том-то и дело, что такие обвинения можно только отрицать, а опровергать с аргументами в руках — трудно. Потому как нужны факты. А какими фактами можно подтвердить несуществование Несси и Снежного человека?
Однако в двух позициях шпионский роман соприкасается с действительностью — там, где речь идёт о Нальчике и о том, что наших героев "специально пометили".
Итак, в добавление к шпионажу в пользу Соединённого Королевства, покойный, по словам Дмитрия Ковтуна, был связан с террористическим подпольем на Северном Кавказе. Литвиненко-де "намекнул прозрачно", что к событиям осени 2005 года в Нальчике "он имел прямое отношение". Ковтун также сказал, что Литвиненко, имея на руках документы о британском гражданстве, неоднократно ездил в Панкисское ущелье. А Луговой добавил, что Литвиненко рассказал ему, как неоднократно бывал в Стамбуле и по поручению Ахмеда Закаева встречался с эмиссарами боевиков.
Между прочим, сразу после смерти Литвиненко его бывший коллега Александр Гусак выдвигал другую версию — Литвиненко-де отравили полонием чеченцы в порядке кровной мести за товарища, которого покойный Александр Вальтерович до смерти запытал на фильтрапункте у села Первомайское в январе 1996-го. Насчёт чеченского полония по кровной мести — бред, уже давно препарированный. А вот про пытки и допросы, кажется, правда. Чеченцы этому вполне верят, и даже, вроде, где-то есть соответствующая видеозапись. Работал Литвиненко и в Нальчике, там он допрашивал в июле 1996-го Аллу Дудаеву, вдову Джохара Дудаева и её охранника Идигова — и это тоже не секрет.
И вот после этого Литвиненко едет в Турцию и Грузию, где инструктирует инсургентов...
А вот ещё пара подробностей. Выступление в Нальчике было делом радикального "басаевского" подполья. Закаев относился к другой "партии", желающие могут это проверить, проследив за его полемикой с "радикалами" в интернете. После гибели в марте 2005 года Аслана Масхадова занявший его место Абдул-Халим Садулаев произвёл перемещения в руководстве сепаратистов, и роль лондонского сидельца Ахмета Закаева, и до того призрачная, стала совсем уж никакой.
Что получается в итоге с вояжами Литвиненко?
Можно предположить, что в рамках своего расследования Литвиненко ездил по следам причастного ко взрывам в Москве Ачемеза Гочияева, которого как "ценного свидетеля" держали где-то в Грузии, но с инструктажем?
С тем же успехом Папа Римский мог бы направлять своих нунциев с инструкциями для муллы Омара. Или отставной Волошин — пытаться "рулить" президентской Администрацией.
Эта версия с реальностью как-то расходится.
Ещё интереснее другое заявление Лугового: "Если отравление имело место 1 ноября, то каким образом полонием были помечены все места в Лондоне, где мы с Литвиненко общались только в октябре, а не в ноябре? И почему полоний был найден в самолетах, на которых мы с Димой [Ковтуном] возвращались в Москву и Германию, соответственно, еще в октябре 2006 года? Вывод у меня один: нас специально метили полонием для грядущего использования в политическом скандале".Есть такой анекдот... Звонок в дверь. На пороге мужик с топором. "Ты кто?" - "Я мирный атом!" - "А топор зачем?" - "Как мало мы ещё знаем о мирном атоме!.."
Определённо, свойства полония до настоящего времени остаются неизвестными не только широким читательским массам, но и некоторым "говорящим головам"!
Плотность альфа-излучения полония-210 такова, что только что синтезированные органические соединения полония тут же обугливаются. Треки альфа-частиц — компактные области, в которых те отдают свою энергию веществу — разрушают его. Полоний сильно "пылит", причём отдача при альфа-излучении делает частицы аэрозоля весьма подвижными. Удержать его в замкнутом сосуде затруднительно: давление там растёт, как за счёт накопления образующегося из альфа-частиц гелия, так и за счёт продуктов инициированных излучением реакций. Попав на стенку сосуда, полоний нарушает её прочность. Стеклянные стенки, бомбардируемые альфа-частицами, становятся хрупкими...
Что же говорить о маленькой капсуле из растворимого вещества, которую потом кинули в заварной чайник? Эта капсулка просто должна была на всём пути "пыхать" полониевым аэрозолем.
В том-то и коварство полония, что, пытаясь "нарисовать" чужой полониевый след и кого-то "пометить полонием для грядущего использования в политическом скандале", неизвестный злоумышленник неизбежно оставит свой, причём куда более мощный!
Того, кто смог бы это сделать, не напачкав, я произвёл бы в лаборанты десятого разряда. Да вот беда: высший разряд — восьмой, а специалистов таких нет и быть не может.
Или господа конференты имели в виду, что Скотланд-Ярд фальсифицировал данные расследования, проследив "нарисованный" след и сознательно не заметив "следы художника"? Тогда пусть скажут прямо, а то я не понял!
На профессиональном жаргоне полониевый след назвали бы "горячим", как называют "горячими частицами" пылинки ядерного топлива и "горячими камерами" — боксы для работы с высокоактивными образцами. Это у атомщиков. У сыщиков словосочетание "горячий след" означает совсем иное — неопровержимые улики, по которым можно задержать преступника на месте преступления или сразу после. "Горячий след" — это такие объективные материалы, после которых бессмысленны рассуждения относительно обстоятельств субъективных. Представьте себе – застигнутый на месте преступления с топором в руке Раскольников спрашивает: "Позвольте, а где мотив?"
Дальше — скучно. На этом месте я закрываю яркую обложку. Сюжет этой книги несовместим с жизнью.