КОММЕНТАРИИ
Вокруг России

Вокруг РоссииИ сам обманываться рад

7 ИЮНЯ 2007 г. ДМИТРИЙ СИДОРОВ


...Если к правде святой мир дорогу найти не сумеет,

честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой...

Беранже

 

kremlin.ru

Президенты Буш и Путин должны с удовольствием наблюдать за реакцией прессы, настаивающей на неизбежности конфликта между ними, как на сборе G8 в Хейллигендаме, так и на встрече tet-a-tet в Кеннебанкпорте в начале июля.

Те из моих коллег, кто рассчитывал на резкий ответ Джорджа Буша Владимиру Путину в Праге, должны посильнее себя ущипнуть. Тем же, кто по-прежнему считает и пишет о том, что президент США дал сдачи своему российскому другу, следовало бы проверить зрение и на время подальше отойти от клавиатуры.

Выпить холодной воды с лимоном необходимо и части вменяемых лидеров немногочисленной российской оппозиции, отчасти рассчитывающей на то, что Белый дом охладит пыл виртуального собеседника Махатмы Ганди.

На неадекватные обвинения  кремлевским начальником США в «империализме» и начале новой «холодной войны» господин Буш ответил в Праге в стиле какого-нибудь локального российского суда, давшего убийце -«инородцу» мелкий условный срок.

"В России, - сказал президент США во время своего выступления, - произошел откат от реформ, которые, как когда-то обещалось, должны были дать больше власти гражданам (страны), и это привело к тревожным последствиям для развития демократии".

А последовавшие за этим заверения в дружбе с господином Путиным выглядели как успешная аппеляция адвокатов того же виртуального подсудимого, добившихся его оправдания.

"Частью хороших отношений, - сказал Джордж Буш, - является возможность открыто говорить о наших расхождениях. Поэтому Соединенные Штаты продолжат строить взаимоотношения с этими странами (Россия и Китай), но не отказываясь от наших принципов и ценностей".

Золотой сон, главным героем которого был президент Буш, обернулся жесткой пощечиной для тех, кто ожидал от главы Белого дома (выступающего за «расширение демократии в мире») реальной оценки действий Кремля.  

Виной тому совсем не мягкотелость Джорджа Буша, о чем, наверняка, скоро начнут громко заявлять те, кто разочарован словами президента США. Кстати, возгласы эти могут стать еще сильнее перед встречей лидеров двух стран в Кеннебанкпорте, в имении Буша-старшего, 1 и 2 июля этого года.

Виной тому убежденность Джорджа Буша-младшего в правильности своей политики в отношении путинской России. Прав ли он вместе со своим отцом, Брентом Скоукрофтом, Генри Киссинджером и Джеймсом Бейкером? Думаю, что они глубоко ошибаются или заблуждаются, поскольку забавная история об играх в ванной с маленьким крокодилом плавно перетекает в трагедию, когда рептилия вырастает.

Впрочем, упрямство президента США и его команды имет под собой определенную базу. С одной стороны - это тесные и постоянные контакты Белого дома с Кремлем, о которых мы с вами знаем очень мало в силу полной закрытости этой информации... С другой, на мой взгляд, идеология республиканской партии, ставящая на первое место безопасность страны, а, на второе -демократические свободы.

Темы переговоров двух лидеров по телефону и при личных встречах большинству из нас известны в дозированном варианте, который обычно согласовывается между Джорджем Бушем и Владимиром Путиным. Или их пресс-службами в Кремле и Белом доме.

Именно поэтому многие наблюдатели за политическими играми Вашингтона и Москвы до прошедшей среды не знали о подробностях телефонного разговора двух президентов 28 апреля этого года, описанных мной в газете «КоммерсантЪ».

Для тех, кто по тем или иным причинам не читает это издание, быстро пересскажу.

Обсуждая тогда планы по размещению ПРО в Европе, президент Путин предложил

президенту Бушу тесное сотрудничество России в этой области, что было встречено с невероятным удовлетворением. После этого высокопоставленные чиновники американской администрации начали летать в Москву так, как до этого они не летали никогда. И министр обороны Роберт Гейтс, и госсекретарь США Кондолиза Райс, и ее замы Джон Негропонте и Дэниэл Фрид. И те, о ком я сознательно или бессознательно забыл.

Внешнеполитические «мегафоны»  Кремля, знавшие о деталях этого разговора, немедленно актвизировались и поддержали предложение Владимира Путина. Кто-то в прямую, как Константин Косачев 10 апреля в статье «Щит и меч», опубликованной газетой International Herald Tribune. Кто-то более осторожно, как Сергей Лавров 11 апреля в материале  «Насколько реальна та ракетная угроза, которая, как нам говорят, должна отразить американская ракетная база в Европе», размещенная в британской «Financial Times”.  

Однако в мае часть окружения господина Путина убедила президента в том, что американцам доверять нельзя. Резкая реакция кремлевского лидера последовала незамедлительно и вылилась в месячное по продолжительности закидывание камнями Белого дома. Таким поворотом и был чрезвычайно удивлен Вашингтон, который считал, что практически обо всем с Кремлем договорился.

Тем не менее, Джордж Буш своим недавним подтверждением приглашения Владимира Путина в Кеннебанкпорт и заявлениями о дружбе, несмотря ни на что, дал понять, что либо способен уговорить российского лидера вернуться на более приемлимые переговорные позиции, либо уже договорился с ним. И произошло это, видимо, пока многие из нас внимательно прислушивались к барабанам «холодной войны».

Если я правильно понял ход игры между Кремлем и Белым домом, то это лишний раз подтверждает слова моего вашингтонского приятеля о том, что «республиканцы всегда ставили на первое место безопасность США, а на второе - демократию и свободу».

Подтверждение об отсутствии угрозы для США, исходящей от России, данное Владимиром Путиным Джорджу Бушу в начале их президентского «заключения», для главы Белого дома, похоже, оказалось важнее авторитарных амбиций и действий режима в Кремле.

«Все эти проблемы (между Россией и США) можно и нужно решать спокойно и прагматично», - написал в своей статье в журнале “Russia Business Watch” Том Грэм, поменявший в этом году пост директора Совета по национальной безопасности по России на должность отвечающего за бизнес с РФ старшего директора в компании  «Киссинджер МакЛарти Ассошиэйтс».

Видимо, именно так и собирается построить Джордж Буш свой разговор с Владимиром Путиным в Кеннебанкпорте, будучи уверен в положительном результате. Мне почему-то кажется, что ожидания президента США и части его команды сильно преувеличены. Слишком уж серьезным получается список тем для торговли и обмена, чтобы преположить, что господин Путин на этой встрече превратится в господина Горбачева и примет предложения американской стороны.

Впрочем, и конфликта в Кеннебанкпорте ждать не стоит. Российский президент накричался еще до "восьмерки", а Буш публично спорить не будет. Ему перед уходом очень нужны победы или хотя бы ничьи, но не поражения или скандалы.     

Автор - специальный корреспондент ИД "Коммерсант" в Вашингтоне

Обсудить "И сам обманываться рад" на форуме
Версия для печати