Про Куркино, мэра Лужкова и депутата Хинштейна
В газете "МК" появилась зубодробительная статья А. Хинштейна о том, что Наину Иосифовну Ельцину выселяют с государственной дачи. На следующий день газета опубликовала вполне себе и нашим и вашим, т.е. профессионально корректное, с одной стороны, опровержение, а с другой — вроде бы и нет. В том смысле, что никто написанного Хинштейном не подтверждает, но и не доверять депутату Госдумы А. Хинштейну у редакции оснований нет.
С учетом того отягчающего ситуацию обстоятельства, что депутат Хинштейн — журналист "МК", надо отметить, что для любой газеты подобная мутная история — большая подстава и приходится ужом вертеться, чтобы выйти из нее с наименьшими потерями. Что я коллегам из "МК" и желаю. Речь не о них. Точнее, только об одном из них — именно о А. Хинштейне. Да и не о нем даже самом — кому он, собственно, интересен? — а о том месте, откуда у него в данном случае растут ноги. Потому что есть такие граждане, и в том числе депутаты Госдумы, у которых ноги могут взбунтоваться против законов анатомии и расти из самых разных мест.
Начнем с того, что статью Хинштейна украшают и придают ей неповторимую самобытность сразу два, скажем так, качества. Первое состоит в том, что факт оперативного выселения Наины Иосифовны из госрезиденции действительно никем и ничем не подтверждается. Более того, источники, близкие к семье первого российского президента, утверждают обратное: после смерти Бориса Николаевича все остается как было. До последнего охранника и повара. И Наина Иосифовна, разумеется, тоже остается, если, конечно, таково будет ее желание. Другое дело, что любой человек, кто хотя бы один раз имел удовольствие общаться с Наиной Иосифовной, обязательно усомнится в том, что она при данных обстоятельствах захочет остаться надолго в казенной резиденции. Но это, повторимся, ее выбор.
Иначе говоря, А. Хинштейн соврал. Либо ему соврал кто-то, кому он, не отличаясь наивностью, тем не менее не мог не поверить.
Второе качество статьи Хинштейна не менее примечательно, чем первое. И, пожалуй, еще более уникально. Хинштейн ухитрился в материале, посвященном насильственному выселению из дома вдовы Б.Н. Ельцина едва ли не в день сороковин, щедро облить грязью саму вдову! Надо сказать, что здесь журналист и депутат оказался в объективно непростом положении. Ведь даже если ты опытный говнометатель, то, казалось бы, следует потщательнее выбирать объект для применения своих профессиональных навыков. Потому что здесь…..Вдова, и чья вдова! - да даже не в том суть, первая леди - и это не главное, а просто женщина, пожилая и очень уважаемая, не просто с общепризнанно безупречной, а с высокой во всех отношениях репутацией. Казалось бы, ну куда? Нечего тебе здесь ловить, зайка. Все твое говно, которым ты будешь в эту даму плеваться, нисколько ее не запачкав, вернется к тебе, как намагниченное. Как стая птиц возвращается в родные края. Но нет, охота пуще неволи. И Хинштейн отпускает раз за разом что-то пакостное в адрес Наины Иосифовны. Которую, по его же словам, выселяют только что не на улицу. Что, в свою очередь, как мы уже знаем, ложь.
Что мы т.о. имеем? Мы имеем довольно сырой, наспех сколоченный материал, в котором, с одной стороны, ложно утверждается, что в отношении Наины Иосифовны людьми Путина, т.е. им самим, нарушаются элементарные этические нормы, а с другой стороны, совершается героическая попытка нагадить самой Наине Иосифовне.
Что все это - не инициатива самого Хинштейна, большого сомнения не вызывает. Во-первых, не такой А. Хинштейн парень, чтобы вообще писать по собственной инициативе, а тем более — писать такое. Наезжать (на ровном месте) на Путина и хамить вдове Б.Н. Ельцина. Храбрость проснулась дерзновенная, или белены объелся?
Ответ, между тем, прост. В профессиональных журналистских кругах утвердилось мнение, что все вдохновение Хинштейн черпает из одного источника, который грубо-округленно принято называть "силовой группировкой". Таковой источник, несомненно, имеет место, но он ни в коем случае не единственный. Там дают информацию и дают крышу. Но считают, что этого уже вполне достаточно, и больше ничего не дают. Или дают мало. В общем, недостаточно для человека с развитым воображением. И приходится утолять духовную жажду из других источников, более щедрых. Благо, долго искать не надо. С мэром Лужковым у московской прессы давно сложились добрые и доверительные вассальные отношения.
Мне приходилось не раз писать о Ю.М. Лужкове. Не скрою, это приятно: фигура, несомненно, колоритная и объемная, можно всерьез руку правую потешить, а не мухобойкой баловаться, чем мне пришлось заниматься в предыдущей части данной заметки. Последнее время Ю.М. заметно волнуется, даже нервничает. И небезосновательно. С одной стороны — столько наработано, такое хозяйство, целая почти автономная, почти суверенная империя — политическая и финансовая; колоссальная вертикальная, любовно, вот этими вот руками выстроенная инфраструктура; огромный семейный (в хорошем смысле слова) бизнес. А с другой стороны — какой же на хрен суверенитет, какая империя, когда одно слово высшего существа — и все рассыпается, как карточный домик? С непредсказуемыми последствиями? Это же никуда не годится, это несправедливо, в конце концов!
Лужков чувствует себя униженным. И я не думаю, что это чувство заставляет его испытывать нежность к Путину. Независимо от подчеркнуто верноподданных пассажей, которые уже давно и привычно слетают с лужковских уст. Да он что угодно скажет при таких-то ставках! Но если есть возможность с гарантией безопасности отвести душу, "из кустов назвать волка сволочью" — это, известное дело, приятно.
Также известно, что с покойным Борисом Николаевичем и всей его семьей Ю.М. связывает давняя и глубокая взаимная неприязнь. Еще с 98-го года. Тогда Ю.М. после дефолта и отставки Кириенко решил, что пробил его час, и договорился с Зюгановым о том, что он, Ю.М., а не Черномырдин станет следующим премьером и более чем реальным наследником престола. И все уже было слажено, но Ельцин его обошел на повороте и вбросил в Думу кандидатуру Примакова. А позже, в 99-м, когда Лужков объединился с Примаковым и под них выстроились и регионы, и бизнес, и СМИ, и до Кремля было совсем рукой подать, и уже сердце пело — и опять облом. Ельцин предъявил Путина, Путин с ходу сорвал банк, а Ю.М. только облизнулся. Ну и за что ему, спрашивается, любить Ельцина? И его женщин? Ну и Путина, конечно, тоже.
Странная статья Хинштейна — это не кремлевские силовики. Мотивов нет, а потому очень мало вероятно. А вот у Лужкова мотивы есть, и эмоциональный фон подходящий, и потому это более чем вероятно.
Уже после публикации в "МК" состоялась историческая встреча в Куркино, в ходе которой президент, заметно волнуясь, буквально выдавил из себя нечто, прямо касающееся политических перспектив Ю.М. Комментарий этого события во всех печатных СМИ представляется неточным. Все почему-то решили, что Путин, в срок сходя, благословил Ю.М. на практически бессрочное московское царство. Ничего подобного. Конечно, Путин не указал Лужкову на дверь, это было исключено: выборы на носу. Но и не выдал ему желанный ярлык (схема которого уже отработана: губернатор, не ожидая срока, ставит вопрос о доверии, президент это доверие подтверждает). Путин подвесил Лужкова. Он сказал примерно следующее: "В вашем городе много проблем, пока работайте, старайтесь, а там посмотрим".
Ю.М. рассчитывал на другое. Он рассчитывал на триумф. И по лицу этого человека не похоже было, что его осчастливили. До конца года его точно не тронут, а дальше — дальше ему никто ничего не обещал.
Очевидно, что любви между Путиным и Лужковым уже не будет. Однако можно прогнозировать, что Ю.М. продолжит массированные, возможно, даже несколько лихорадочные попытки закрепить отношения с уже упоминавшейся силовой частью окружения президента — той группировкой, с которой мэр тесно взаимодействует в последние годы, поскольку не без оснований считает ее наиболее перспективной.