КОММЕНТАРИИ
Вокруг России

Вокруг РоссииТы никогда не знаешь, или Путин выбрал свободу

8 ИЮНЯ 2007 г. ДМИТРИЙ СИДОРОВ

«Ты никогда не знаешь» — девиз нью-йоркской лотереи, который как нельзя лучше подходит к результату короткой встречи Джорджа Буша и Владимира Путина в Хейллигендаме. Я был прав, говоря о том, что скандала не будет, идя наперекор сообщениям практически всех СМИ. Я был прав, когда утверждал, что два президента могут договориться. Я был прав, объясняя, что для республиканцев безопасность и завязанный на нее прагматизм стоят во главе внешней политики. Я, тем не менее, ошибся, посчитав, что президент России не согласится сдать свои позиции. А он, уже часть сдал, и это только начало.

kremlin.ru

Тайные переговоры Белого дома с Кремлем, проведенные под шум «музыкального оформления» из Москвы, принесли Вашингтону желаемый результат. Владимир Путин, как известно, предложил Джорджу Бушу вариант размещения системы ПРО в Азербайджане, на Габалинской РЛС, арендуемой Москвой у Баку.

Ничего неожиданного для президента США в этом предложении не было, так как администрация Белого дома была проинформирована Кремлем об инициативе господина Путина около двух или трех недель назад. 

Таким образом, Владимир Путин отреагировал на месячной давности просьбу президента Азербайджана к Вашингтону о размещении у себя части системы ПРО. Понятно, что плохие отношения, сложившиеся у Баку с Тегераном, и географическая близость Азербайджана к Ирану сопределяли логику Кремля, который подхватил инициативу господина Алиева.

Многие будут спорить со мной, утверждая, что предложение Владимира Путина не имеет никакого отношения к сдаче позиций. В качестве аргументов оппоненты могут привести то соображение, что инициатива кремлевского лидера ставит хозяина Белого дома в заведомо сложную ситуацию.

Ведь теперь Джорджу Бушу необходимо объяснить коллегам из Польши и Чехии, почему система ПРО должна переместиться из Центральной Европы на Кавказ, непосредственно к границам Ирана.

Ответ на это прост: система ПРО с большой вероятностью будет установлена и в Польше, и в Чехии, и в Азербайджане. Вопрос только в том, какие ее компоненты будт находиться поблизости от Ирана, а какие в Европе.

Такое «соломоново» решение скорее всего будет принято на встрече Джорджа Буша и Владимира Путина в Кеннебанкпорте. Именно поэтому, комментируя итоги встречи двух лидеров, помощник президента США по национальной безопасности Стивен Хэдли заявил, что США удалось решить проблему 15-летней давности.

Концепция переговоров с Кремлем по ПРО, равно как и по некоторым другим темам, базировалась на схеме Джорджа Буша-старшего, который был вице-президентом США в момент переговоров Рональда Рейгана с Михаилом Горбачевым.

Папа Буш предложил разговаривать с Владимиром Путиным либо как с президентом Горбачевым, либо как с генсеком Андроповым — то есть как с мягким правителем или как с жестким диктатором.

В итоге прошел вариант «переговоров по Горбачеву», который, как известно, согласился практически на все предложения США в 1988-1989 годах.

Результатом горбачевского согласия, на взгляд моих источников в Вашингтоне, стало нынешнее свободное передвижение первого и последнего президента СССР по миру и весьма уважительное отношение к нему как в Европе, так и в США. Мои собеседники утверждают, что внешнеполитические шаги господина Горбачева дали ему возможность избежать целого ряда обвинений, которые Запад мог бы предъявить.

Можно спорить с такой позицией, говоря, например, о том, что согласие на объединение Германии весит неизмеримо больше, чем фактическое добро на совместное размещение ПРО.

Впрочем, в истории с предложением Владимира Путина Джорджу Бушу есть как минимум два важных момента, которые заставляют меня серьезно отнестись к проведенной аналогии с Михаилом Горбачевым.

Во-первых, идея совместного размещения ПРО в Азербайджане может означать сближение России и США в поисках выхода из иранского ядерного тупика. Во-вторых, администрация в Вашингтоне дала понять Владимиру Путину, что не будет возражать, если он вдруг решит остаться в Кремле на третий срок. Правда, с той оговоркой, что Москве необходимо найти законнные основания для такого решения.

Вполне возможно, что следующим шагом, на который решится пойти президент России, станет «сдача» кого-то из группы силовиков в его администрации. Впрочем, насколько это вероятно, станет несколько понятнее после встречи двух президентов в Кеннебанкпорте.

Пока же ясно, что Владимир Путин пытается расчистить себе поле для одного из двух возможных шагов. Либо для окончательного ухода из Кремля, что мне представляется маловероятным, либо для своего очередного или отложенного во времени президентства.

В любом случае, надо признаться, что господин Путин очень правильно понял сигнал из Белого дома. Администрация в Вашингтоне фактически согласилась смотреть в другую сторону, при условии что внешнеполитические действия Кремля будут соответствовать ее прагматическому взгляду на события в мире.

Владимир Путин должен пригласить Михаила Горбачева на встречу в Кеннебанкпорт и выпить шампанского вместе с ним и двумя Бушами. Свобода действий для президента Путина — совсем не пустой повод для торжества.
Автор - специальный корреспондент газеты "Коммерсантъ" в Вашингтоне

Обсудить "Ты никогда не знаешь, или Путин выбрал свободу" на форуме
Версия для печати