Полоний: похождения тела
Родовая черта, ничего не поделаешь: отечественная журналистика ведёт своё происхождение от литературной критики — "Я по натуре не Пушкин, я по натуре Белинский..."
Именно к этому жанру относится и большинство текстов на тему "Литвиненко-Луговой-Ковтун". Тем более что Луговой не "тискал рОман", не говорил "от себя", а зачитывал "по бумажке". Журналисты пишут теперь о субстанциях нематериальных — о мотивах и версиях.
На вопросы из мира вещей — вроде "откуда полоний"? — пытаются отвечать немногие. Число каналов и изданий, повествующих о событиях реального мира, неуклонно сокращается: НТВ-"Итоги"-"Московские новости" — есть в этом списке нечто траурное. Как заметил один товарищ, "после смерти Махатмы Ганди и поговорить-то не с кем..."
Впрочем, "иногда они возвращаются". Вот и из журналистов бывшей редакции бывших "Московских новостей" получился сайт "Избранное.инфо". Создали этот сайт симпатичные люди, и сам сайт весьма симпатичный. Более того, на "Избранном" обсуждали "дело Литвиненко" не в обычном литературно-критическом ключе, а по существу. Среди прочего был поставлен вопрос о полонии: "откуда?".
Опубликованная 21 июня на "Избранном" статья Андрея Сотника названа "Нефть в обмен на полоний". Стоило бы приветствовать это намерение. Автор, представленный как финансовый аналитик, придерживается своей специальности, и обращает наше внимание на экономическую сторону дела — начиная от мелких подробностей вроде прослеженных полицией платежей Ковтуна и Лугового по карточкам.
Луговой и Ковтун обсуждали с Литвиненко в отеле Millennium Mayfair деловые контакты с компаниями "Erynis International" и "RISC Management", которые "оказывают услуги в области управления рисками и создания инфраструктуры безопасности на объектах нефтедобычи в кризисных регионах".
В такого рода компаниях нашли работу "ронины", сотрудники спецслужб, потерявшие хозяев после окончания "холодной войны". "Услуги" той же "Erynis" простираются от подготовки охранников до участия в работе полиции, разведслужб, военных. Её основатель — Шон Клири — юаровский функционер времён апартеида. Теперь компания обеспечивает безопасность на объектах нефтедобычи в Ираке. Такие вот частные армии, полиции, разведки...
Далее Сотник пишет: "Транснациональные концерны охотно прибегают к услугам подобных фирм. Действующие спецслужбы относятся к бывшим коллегам снисходительно. Сформировалась "серая" зона, в которой легко достать и очень похожие на настоящие фальшивые паспорта с идентификационными карточками, и почти настоящие банковские гарантии, и много чего еще. Если Литвиненко, как и Ковтун с Луговым, планировал работать с фирмами такого типа, можно мотивированно предположить, что полоний также вышел из этой "серой" зоны".
Откуда следует такой вывод? Полоний-210 — субстанция, отнюдь не обращающаяся на свободном рынке. Его нельзя купить, как коробок спичек.
"По сведениям лондонской полиции, стоимость полония, использованного при отравлении Литвиненко, — около 29,7 млн евро. Заказчик-одиночка вряд ли сумел выложить такую сумму. Нанять более десятка снайперов одновременно — в сотни раз дешевле. Очевиден вывод: это точно не индивидуальная деятельность".
Простите, откуда получена такая сумма? Очень просто: свободно купить можно слабые полониевые источники для снятия статического электричества. Какой-то умник посчитал, из скольких таких источников можно получить дозу полония-210, которой отравили Литвиненко, и помножил на цену одного источника.
Ну как если бы для определения стоимости килограмма взрывчатки некто задался вопросом: а со скольких спичек нужно сковырять серы и сколько эти спички стоят? Но если избежать таких медитативных занятий, как обсеривание спичек и последующая их очистка, получится намного быстрее и дешевле...
Дальнейшие утверждения Сотника ещё сильнее:
"Попробуем повнимательнее изучить сам полониевый след. Производство стабильных изотопов (а полоний относится к их числу) ведут только три страны — Россия, США и Китай. В "серой" зоне бизнес со стабильными и нестабильными изотопами существует давно. В силу исключительной дороговизны (стоимость грамма может доходить до миллионов долларов), изотопы используются очень ограниченным кругом финансовых структур для обеспечения или залога. Есть несколько банков, которые выбирают этот товар для финансового обеспечения строго определенных видов сделок. Например, в сфере нефтяного бизнеса со странами "с нестабильной экономикой". Суммарная стоимость такого типа "изотопно-нефтяных" контрактов нередко зашкаливает за миллиард долларов".
Вроде всё сходится: нефть, торгующие безопасностью фирмы, полоний...
Но всё дело в том, что полоний-210 — отнюдь не стабильный изотоп! Полоний весьма нестабилен.
Плюс, как мы теперь знаем, склонен «загрязнять» всё вокруг. Использовать его "для гарантий" — всё равно что класть "в обеспечение" кусок сыра "Бокштейн", в советское время именовавшийся "Прибалтийским", который пахнет "ногами путника, в пути утомленного", сквозь любую упаковку. С той разницей, что вонь от сыра можно отмыть и проветрить быстро, а полоний — со скоростью полураспада...
Ценность полония-210 именно в его радиоактивности, в альфа-лучах, используемых, например, для получения нейтронных источников. Полоний надо как можно быстрее превратить в "изделие", иначе за год он "обесценится" раз в шесть-семь. Если говорить об "обеспечении", то это почти как забивать ячейку сейфа проездными на ближайшие три месяца.
Как вам такая "финансовая аналитика"?
А "стабильные изотопы" — прежде всего разные редкие, рассеянные и редкоземельные элементы — используются в разных "высоких технологиях" и очень, очень дороги. Но не радиоактивны. Не “скоропортящиеся”! В послесоветское время они, наверное, утекали на "серый" и "чёрный" рынок. В силу исключительной дороговизны — в разы и на порядки дороже золота! — могли использоваться для "финансовых гарантий и обеспечения". Но это — уже "совсем другая история".
Что в "сухом осадке"?
Да, существует "серая зона" созданных бывшими джеймсами бондами фирм, связанных с транснациональными нефтяными корпорациями. И если бы полоний-210 пришёл оттуда, это отвело бы подозрения в причастности к убийству Литвиненко от действующих "рыцарей плаща и кинжала". Но в том-то и дело, что оттуда полоний прийти не мог.
Впрочем, всё это технические подробности, "приключения тела", не достойные, как мы знаем, внимания той части отечественной журналистики, что ведёт своё происхождение от литературной критики.