Против кого будем дружить?
События последнего года показали, что либеральные силы в одиночку не способны в ближайшей перспективе сменить власть в нашей стране. Все акции, политические шаги, предпринимаемые оппозиционными партиями и общественными организациями вместе и врознь, собирали в столице не более нескольких сот человек, а в провинции еще меньше. Сейчас у оппозиции появился консолидированный центр — Политическое совещание, появилась организация «Другая Россия», куда кроме радикалов вошли демократические партии, клубы, движения, а также известные российские политики, общественные деятели, ученые, журналисты, уже в личном качестве… Впрочем, доверие к оппозиции, по опросам разных социологических служб, оставалось достаточно низким, что вынудило ее искать союзников.
Главным критерием отбора союзников стало неприятие патерналистского режима В. Путина. Таковые нашлись в основном на левом фланге. Это НБП Эдуарда Лимонова, Авангард красной молодежи Сергея Удальцова, Коммунистическая рабочая партия Виктора Анпилова (который, впрочем, быстро покинул «Другую Россию» под давлением Кремля). Примкнули к коалиции и некоторые малые организации.
Приход «левых радикалов» существенно увеличил ряды протестующих-митингующих, эпатажные акции НБП из камерных действий в чиновничьих приемных преобразовались в уличный протест, поддержанный другими участниками. Они сразу привлекли внимание москвичей и жителей других городов.
Первой акцией был митинг на площади Маяковского в конце 2006 г. Второй — проведение в Москве и Санкт-Петербурге 14 апреля 2007 г. маршей несогласных. Жестокая расправа ОМОНа с митингующими вызвала возмущение общественности, российских и зарубежных журналистов, лидеров демократических стран. Именно это «боевое крещение» резко подняло авторитет «Другой России» как в стране, так и за рубежом. Именно оно, по сути, стало началом восхождения несистемной оппозиции к власти.
В состав руководства «Другой России» входит немало известных людей. В организации нет официальных вождей, хотя ключевую роль в ней играет Гарри Каспаров, который без тени сомнения идет к намеченной цели, с расчетливостью шахматиста выверяя свои политические шаги. Вторым неформальным лидером стал Эдуард Лимонов, который берет на себя и свою команду самые дерзкие и нестандартные акции протеста. Лимоновцы на сегодняшний день – основная ударная сила «Другой России».
В то же время очевидно, что союз с Лимоновым временный — до падения авторитарного режима. Его политическое прошлое не вселяет большой уверенности в его демократических намерениях, а будущее туманно. Не исключаю, что после падения режима Лимонов превратится в одного из главных оппозиционеров либеральным преобразованиям. Живя в 80-х гг. во Франции, Лимонов изучил радикальную тактику оппозиции, прежде всего весьма активной бунтарской молодежи. Позже он пытался применить ее на практике в России, за что угодил в заключение в Башкирии.
В своей статье в «ЕЖ» от 15 июня Алексей Макаркин выступает против коалиции либералов и националистов, поскольку последние «используют националистическую риторику, несовместимую с европейскими ценностями свободы и демократии». Но мне ближе точка зрения С. Давидиса, который считает, что «в ситуации фактического неравенства сил слабый шанс на победу может дать только консолидация протестного потенциала». Для решения первоочередных задач — к таковым относятся президентские выборы в марте 2008 г. — действительно необходимы тактические временные союзы. Задача всей оппозиции добиться прихода к власти в стране «не ангажированного Кремлем президента», а человека, готового опереться на демократические ценности и европейский выбор России.
Сегодня такой авторитетной и проходной кандидатуры у оппозиции нет. Найти за оставшееся время такую кандидатуру и создать ей условия для победы — задача коалиции. Я с уважением отношусь к ряду демократических кандидатов, выдвинувших в последнее время свои кандидатуры на пост президента, но не за ними будущее. Поэтому программа минимум – выдвинуть единого кандидата в президенты от оппозиционных сил. Программа максимум — обеспечить ему победу на президентских выборах.
Каковы факторы, которые могли бы работать на дестабилизацию путинского режима?
Назову основные из них:
1. Падение цен на нефть (А.Кудрин прогнозирует это событие в 2008-2009 гг.);
2. Провал непопулярных реформ (административная, аграрная, военная, лекарственная, пенсионная…);
3. Возрастание социальной напряженности в обществе;
4. Появление у населения спроса на политические альтернативы. Сейчас это левые (коммунисты), правые (националисты), неконсолидированные демократы;
5. Усиление разногласий и борьбы внутри «партии власти», «питерской группировки» за пост президента;
6. Ужесточение позиции Запада в отношении нарушения демократических прав и свобод граждан в России.
Однако лозунг «Чем хуже, тем лучше», который выдвигался в России большевиками в начале ХХ века, сегодня чрезвычайно опасен. Угроза политического радикализма в России налицо. Страна стоит не перед выбором между демократией и авторитаризмом, а перед выбором между режимом управляемой демократии и авторитаризмом. В спину Путину и «Единой России» дышат отнюдь не только либералы, но и быстро усиливающиеся русские националисты (В. Жириновский, Д. Рогозин, А. Белов (Поткин)…).
Полагаю, что возможны три варианта развития событий в России после парламентских и президентских выборов.
Оптимистический вариант. Сохранение политической стабильности и высокой экономической динамики на основе продолжения институциональных и запуска структурных реформ в экономике и обществе при постепенном смягчении полуавторитарного режима с переходом в перспективе к демократии.
Пессимистический вариант. Усиление экономических и финансовых трудностей, нарушение политической стабильности вплоть до частичной и даже полной утраты управляемости политическими процессами в обществе. Этот вариант может быть спровоцирован вышеприведенными факторами. Данный вариант может привести к установлению диктатуры и распаду государства.
Промежуточный вариант. Наиболее вероятный. Кремль будет уходить от принятия важных решений. При сохранении высоких цен на нефть преемник Путина может проводить «умеренно либеральные реформы», не вызывающие резкого отторжения у населения; отдавая предпочтение «управляемой, суверенной демократии», но сохраняя при этом видимость демократических процедур и политического плюрализма; избегая обострения отношений с США и Западом.
Скорее всего, в этом случае не будут заложены основы для будущих глубоких структурных реформ и бремя нерешенных проблем тяжким бременем ляжет на плечи народа и следующего поколения российской политической элиты.
Автор — сопредседатель Республиканской партии России, президент Института современной политики