Напугай и властвуй
Человек, который находится в спокойном состоянии, чаще всего доверяет окружающему миру. То есть заранее не ожидает для себя угрозы и может трезво оценивать разные жизненные ситуации. Когда жильцы кооперативного дома выбирают себе на собрании председателя, они знают, что Иван Иваныч вороват, Марья Петровна не способна наладить контакт с соседями. А Михал Кузьмич вообще пьяница и дебошир. Поэтому выбирать надо того, кто может общаться с диспетчерской ДЭЗа и управой, кто умеет договариваться, а если необходимо, идти в суд. Элементарно?
Тем более что при нынешнем председателе консьержка отнимает у жильцов сумки, дворник норовит треснуть лопатой вашу собаку, а горячая вода именно в вашем доме, в отличие от соседних, отключена навсегда. И нескончаемая видимость ремонта. Лестница разрушена, краска разлита, и так — все время, без каких-либо сдвигов. Но каждый раз встречаешь действующего управдома, и он тебе сообщает, что у нас самый лучший дом в мире, мы строим великое здание, хотя кругом — одни сплошные враги-диверсанты…
Ночью идешь выбросить мусор, а из мусоропровода замогильным голосом: выберешь другого председателя, хуже будет. Куда хуже-то?
Вот примерно в таком состоянии мы с вами и находимся. Те, кто сегодня нами правит, по-другому не умеют. Нефть дорогая, а живем мы…. Ну, кто как может, тот так и живет, рассчитывая исключительно на себя. Ладно, если ты молодой, богатый и здоровый. Работаешь в силу своих талантов и умений, отдыхаешь в силу своей фантазии и решаешь свои проблемы по мере поступления. Из мусоропровода тебе уже столько раз твердили, что любые изменения будут против тебя лично… От добра добра не ищут, говоришь ты себе, и миришься с тем, что любая твоя проблема решается с помощью взяток, что любой поход в театр может стать последним и что твои отношения с государством складываются по принципу «мы дурили друг друга и будем дурить дальше». А в мозгах у тебя крепко сидит: сейчас у нас все стабильно, не трогай работающую систему. Знатные сторонники нынешней власти немедленно скажут, мол, и при Ельцине, и при Горбачеве взятки и коррупция были на месте, люди гибли из-за чужой халатности и в мирное время, бюджетникам не хватало денег, а демократы разворовали Россию. Исходя из этой формулы, получается, что у нас нет для вас другой власти. Просто нет, и все.
Мне скажут, что большинство эта власть устраивает. Устраивает или нет, не знаю, поскольку каждый живет, как может. И если вашего сына доведут в армии до самоубийства, то это ваша проблема. С вами такого не случится, говорите? Точно не случится, если есть деньги отмазать ребенка. А если денег нет? А если ваш дом будет мешать планам крупного чиновника? А если, наконец, вы опаздываете на жизненно важную встречу, а движение остановлено для проезда спецтранспорта? И никуда вы не денетесь, будете жрать это наплевательство на вас большими ложками. И приговаривать: они меня устраивают. Это не они вас устраивают, это вы их устраиваете. Потому что иллюзий на их счет не питаете и помощи от них не ждете. И в голову вам не приходит, что власть в стране, по идее, это — тот же управдом. Нанятый за ваши деньги.
Не приходит, потому что, когда у сторонников демократического развития России были все возможности больших и малых трибун, они не трудились объяснять, насколько важны свобода, рынок и либеральные ценности. Они использовали трибуны, чтобы разбираться друг с другом или с теми, кто выше их… Ельцина ведь не ругал только ленивый. Никто за эту ругань не пострадал. Плохо жили? Да как и сегодня — кто как. Только тогда была альтернатива — самому справляться или выбрать в парламент того, кто будет правильные законы сочинять… Альтернативой не воспользовались, выбирая «сердцем». А нужно было головой.
Сегодня выбирать, считай, некого. Некого выбирать в парламент, проголосуем, за кого разрешат утвержденные в Кремле партийные списки. Некого выбирать в губернаторы, поскольку их вообще больше не выбирают. Некого выбирать в президенты, поскольку преемники — путинские клоны, а все остальные будут иметь ровно тот ресурс, который им «выделят»…
И все-таки с упорством идиота я сяду обдумывать свою бесполезную думу… Ни Путин, ни преемники меня не устроят. Им до меня дела нет, они хотят всего лишь самосохраниться, пусть даже за счет граждан своей страны, они, а не те, кого они сажают, ныне богатеют за счет природных ресурсов России, они и так уже очень богатые люди, и содействовать их превращению в самых богатых людей мира я не хочу. Но я же — единица, а их вон сколько, и административный ресурс у них будь здоров. И мусоропровод пугает: вот придут фашисты, придут коммунисты, придут маргиналы, знаешь, как плохо будет? Да уже плохо. Они сами своим административным ресурсом довели ситуацию до полного идиотизма. Солнце взойдет, если начальство не против. Дважды два будет столько, сколько потребуется. И даже если по старинке варяга на царство пригласить, он столкнется с тем, что законы работают только при благосклонности административного ресурса. И самый идеальный из всех возможных правителей об эту стену лоб разобьет. Он будет вынужден давить, потому что действовать по закону стало невозможно.
А путинские ребята и не собираются отлаживать нормальные механизмы. Поэтому для меня их в списке нет.
Сегодня я очень жалею, что Зюганов не победил в 1996 году, поскольку тогда развернуть страну на 180 градусов было тяжелее, чем сейчас… Социальных благ он реально дать не мог, а на одних лозунгах далеко не уедешь.
По поводу лидеров «Яблока» и СПС — партий, за которые многие с раздражением, но голосовали в 90-е, особых иллюзий нет. Они все-таки прогнулись, рассчитывая на некое жизненное пространство, которое им оставят в обмен на прогиб. Конечно, и те и другие — лучше, чем сегодняшние. Вероятно, сами они понимают: нас могли уничтожить, а предложили всего лишь отдаться и получить удовольствие. Мы выбрали второе, мы еще прорвемся.
Боюсь, что уже не прорвутся. Потому что они, при нашем попустительстве, дали себя довести до нуля. А потом, когда они перестали представлять угрозу для Кремля, их нагнули и отвели им роль ручной оппозиции. И еще избиратели, да и сами они, бесконечно друг от друга устали.
В свое время Александр Вешняков говорил, что партия должна иметь серьезные выборные амбиции. Получается, должна, иначе эта партия становится удобным и послушным винтиком действующего механизма. Партия с амбициями — вечный сторож ошибок действующей власти. При рационально мыслящем, непуганом электорате. А у нас электорат пуганый. И оппозиция локтями пихается друг с дружкой, только бы сосед отстал. Когда образовалась «Другая Россия», очень значимым был тот факт, что и красные, и некрасные, и левые, и правые — все против. Против распухшего административного ресурса. У шедших бок о бок был шанс противостоять этому ресурсу. Хоть мне лично и не нравятся некоторые участники этой коалиции.
А вот Касьянов ничего в итоге не стал с ними делать на одном конституционном поле. Ослабив и их, и себя. У каждого оппозиционного кандидата есть тысяча аргументов, почему ему не по пути с остальными. Ну и наберет каждый по ноль целых, хрен десятых. Что мне, мелкой единице, сделать, чтобы они договорились? Ну почему они опять дали возобладать самолюбию над рацио? Ответ один — они догадываются, что это их последний парад-алле, потом их на арену выпустят только на поводке. Ну кто-то же из них это должен понять? И найти общий язык с теми, с кем совпадает направление. Это не слюнявый призыв к всеобщему братанию, это просто последний песочек высыпается из часов нашего времени.
Перечислю: господа Зюганов, Касьянов, Явлинский, Геращенко! У вас есть только один фактор, мешающий объединиться, и этот кремлевский фактор делает вас микроскопически малыми величинами. За Владимира Вольфовича я спокойна, он объединится хоть с марсианами, если что.
А мусоропровод продолжает талдычить про апокалипсис, и нет вариантов… Придется ехать на том автобусе, который пришел, поскольку автобус, везущий куда надо, отменили навеки… И тревожен сон представителя напуганного социума, страшную сказку ему рассказали. И какое бы лицо ни склонилось над моим изголовьем, в нем все равно проступят черты подполковника-дзюдоиста.