КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеУбийство Игоря Климова и кодекс чести

7 АВГУСТА 2007 г. ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА

Как-то у Фредерика Форсайта я прочла небольшой изящный и чисто английский рассказ. Сюжет был следующий: два мелких подонка в драке убивают случайного прохожего. Их быстро находят и арестовывают. Полисмен, раскрутивший дело, совершенно счастлив, но тут в процесс вмешивается знаменитый адвокат. Адвокат хитрит, крючкотворствует, путает свидетелей, и все кончается тем, что благодаря его мастерству совершенно беспроигрышное дело разваливается в суде. Подонков отпускают.

Полицейский приходит домой к адвокату, чтобы сказать свое «фи», и внезапно видит у него на каминной доске старую фотографию: адвокат вместе с убитым подонками человеком, молодые, в форме какого-то спецподразделения, где-то в пустыне.

Через неделю двух мелких подонков нашли мертвыми: вместо пары лет в тюрьме, которые им честно полагались по закону.

 

compromat.ru


Этот рассказ я вспомнила, когда услышала об оправдании присяжными питерских предпринимателей Константина Братчикова и Станислава Тюрина, предполагаемых заказчиков убийства Игоря Климова, гендиректора «Алмаз-Антея».

Напомню, что «Алмаз-Антей» стал первым из «вертикально интегрированных оборонных холдингов», которые сейчас создают в оборонке. «Алмаз-Антей» вобрал в себя все, что в России было противовоздушного. Многие эксперты возражали, говорили, что для того чтобы отрасль выжила, нельзя объединять КБ, а надо заставить их конкурировать, чтобы остался сильнейший. А объединять отрасль — значит загубить ее стратегически, но, разумеется, на которое время сконцентрировать в одних руках все бабло, которое зарабатывают на системах ПВО.

Так или иначе, «Алмаз-Антей» создали. Председателем совета директоров компании стал всемогущий тогда замглавы Администрации президента Виктор Иванов. Гендиректором – его близкий знакомый Игорь Климов, питерец, разумеется.

Вскоре Игоря Климова убили. Это был, конечно, шок. В рамках укрепляемой вертикали власти это виделось вызовом Кремлю. Казалось, что Виктор Иванов и ФСБ должны просто раздавить убийцу. Время шло, а результатов следствия не было.

Вдруг, год спустя, рядовой киллер, попавшийся по другому делу и сидевший в Рязани, признался «наседке», что и Климова хлопнул он. К тому времени (!) подоспел результат экспертизы ствола, из которого застрелили Климова, и оказалось, что из того же оружия убили еще нескольких человек, которые вместе с Климовым делили какой-то питерский заводик им. Шаумяна. Мотив убийства (дрязги среди пайщиков фирмы, занятой выводом активов и банкротством предприятия средней руки) косвенно, увы, подтверждал самые черные опасения экспертов насчет причины создания «Алмаз-Антея».

И вот теперь предполагаемых заказчиков убийства — тех, на кого показали осужденные киллеры, тех, кто единственный выгадывал от ликвидации всех остальных пайщиков, из которых кто-то был застрелен, а кто-то зарезан — присяжные отпустили на свободу.

Это я к чему? Существует закон – но существует и справедливость. Существует закон – но существует и звериное чувство локтя. «Мы своих не сдаем». Застрели в США полицейского – и никто никогда этого не спустит. Сделают все, чтобы объяснить – в полицейских стрелять нельзя.

В России – не так. В ней правят силовики, кодекс чести которых требует – «не сдавать своих». Иногда и не сдают, как, например, в случае с Луговым. Но когда не сдают, всегда на поверку оказывается, что не сдают не Лугового. Не сдают самих себя. А не ломанись Луговой на «Эхо Москвы», не закричи: «Вот он я, живой и здоровый!», так еще неизвестно, что бы с тем Луговым было.

А тех, кто вышел в тираж – сдают за милую душу. Убили генерала КГБ Трофимова – и расследование спит на боку. Сожгли на Дальнем Востоке генерала погранвойск Гамова — суд дал убийцам сущий пустяк за «убийство по неосторожности». (Убийство и правда было по неосторожности, не знали люди Васи Якута, коллеги и конкурента генерала Гамова по рыбному браконьерству, что генерал с супругой бросятся не из горящей квартиры, а к сейфу в кухне. Но так генерал же! Свой же!) Убили Климова – ближайшего, своего, часть вертикали власти – ну и фиг с ним. Что? Киллер в рязанском СИЗО раскололся? Здорово. Ребята, не отвлекайтесь на расследование дела, время — деньги, бабки надо зарабатывать, а не за мертвых мстить, кому какое дело, если в суде все провалится?

«Кодекс чести» силовика – это, как кодекс чести чеченца. Абсолютная защита своих – и столь же абсолютное манипулирование чужими, если это надо своим. Своих – вытаскивают, но агентов, завербованных на грязи и деньгах, сдают, подставляют и разменивают. Агентов – не жалко.

И дело, мне кажется, вот в чем. В нынешней психологии силовика, занятого бизнесом, разводками и подставами, понятие «своих» сузилось до одного человека – самого себя. Все остальные попадают в категорию одноразовых агентов, которых разводят, подставляют и выбрасывают. Своих – нет. Свой – только счет в швейцарском банке, а все остальные – расходный материал для его пополнения. Гады, которые думают только о бабле и не думают о великой России, величие которой прямо пропорционально количеству зашибаемых владельцем счета денег.

Поэтому Великая Вертикаль не способна обеспечить ни расследования убийства Игоря Климова, ни – когда это убийство случайно было раскрыто – наказания заказчику.

И что-то подсказывает мне, что Константина Братчикова и Станислава Тюрина отпустили на свободу не по тем причинам, по которым герой Форсайта добился оправдания двух мелких подонков.

Обсудить "Убийство Игоря Климова и кодекс чести" на форуме
Версия для печати