Пердячий пар
Вредная это привычка – щелкать пультом. Дощелкался тут давеча.
Гляжу:
полуголый дядька не первой молодости дергается и в страшном раже кричит
дословно следующее: «Слава России, великой державе, слава России,
народу слава!»
Присмотревшись, я увидел, что это не философ Дугин,
а лидер какой-то рок-группы. И заходится он не на митинге, а на
эстраде, с электрогитарой в районе паха — все, как полагается.
Это у нас теперь такой русский рок.
В
промежутке между конвульсиями полуголого дядьки по пространству клипа
куда-то скакали всадники в кольчугах – видать, разить врага. Это уж
как полагается – потому что какая ж слава России без того, чтобы
разить врага!
И вдруг, первый раз в жизни, я с симпатией подумал о
творчестве Кати Лель. Сюси-пуси, джага-джага... Кому это мешало? Милый
безвредный дебилизм…
Идеология возвращается.
Собственно,
в широком смысле слова она никуда и не уходила, потому что хоть
Гребенщиков, хоть Катя Лель – каждый пропитан идеологией. Но каждый
своей! А возвращается идеология государственная, единая, как
госэкзамен. И, почуяв этот тренд, переходят на голимую державность
дядьки, полжизни благополучно дергавшиеся с электрогитарой у паха под
полуграмотную ерунду про «одиноких странников любви».
И уже
вовсю – в клипах, в рекламе — поскакали всадники в кольчугах, и воины в
шеломах бьют мечами, и в массовом порядке уходят под лед псы-рыцари… И
самый тупой дизайнер давно знает: чтобы вышло патриотично, надо
написать старославянской вязью. Причем неважно что.
Раньше вся эта
нехитрая эстетика царила в интеллектуальных заповедниках вроде газеты
«Пульс Тушина», иногда расширяя ареал обитания до телеканала
«Московия». Эти питомники исправно поставляли в мир агрессивных
пубертанцев, замученных прыщами и мировым
сионизмом.
Все это было неприятно, но
терпимо, потому что, во-первых, было частным выбором отдельных людей, а
во-вторых, от этого их выбора было где спрятаться окружающим. Сегодня
спрятаться почти негде – державная идеология самого дурного пошиба
сделалась государственной, а государство у нас на то и государство, что
ежели чего решит насчет идеологии, то начинает долбить ею «по
площадям», как из установки «Град».
Когда не полуголый и без гитары на шнуре, но с тем же репертуаром гастролирует по стране спикер Государственной Думы, он же глава правящей партии, какие вопросы к группе «Пилигрим»?
Слава
России. Да конечно, слава! Родине Пушкина, Рахманинова, Вавилова…
Только не орали они никогда о любви к Родине. Во-первых, полагаю, им
это было неловко, а во-вторых, у каждого имелось за душой свое любимое
дело, которым, собственно, они и принесли славу России.
…Так вот о деле и пердячем паре, вынесенном в заголовок.
В
юности я занимался в театральной студии Олега Табакова, и Олег Павлович
учил нас, несмышленышей, основам ремесла. И когда, вместо того чтобы
заниматься на сцене делом, как учил дедушка Станиславский, юное
дарование начинало раздувать ноздри, выпучивать глаза и рвать страсть в
клочки, Табаков, морщась, останавливал этюд и констатировал:
- Это все - пердячий пар!
Не
знаю, принадлежит ли авторство диагноза самому Табакову или он
передавал нам по цепочке старую театральную присказку, но диагноз,
согласитесь, хорош! Именно пар, и именно этого происхождения. Когда в
душе - пусто, КПД – ноль, а вместо осмысленного действия - пошлый
показ, рассчитанный на публику-дуру.
И излишки темперамента вырываются не из тех мест.
Продолжение следует...