Мой любимый преемник
Валентина Ивановна – и это очевидно любому непредвзятому наблюдателю – была бы идеальным преемником. Она не способна на хитрые разводки, по итогам которых Владимир Владимирович может вслед за Борисом Абрамовичем переехать в Лондон на ПМЖ. К тому же у нее большой опыт комсомольско-партийной работы, и правила чиновничьей субординации она понимает лучше всяких молодых выскочек.
При этом в рамках делегированных ей полномочий Валентина Матвиенко может действовать вполне самостоятельно и решительно, что она не раз демонстрировала во вверенном ей субъекте Федерации. Другой вопрос – всегда ли эти действия эффективны. Но такой критерий, как эффективность, вообще не является ключевым для оценки российских чиновников, а уж преемников – тем более. Преемник вообще не должен делать ничего такого, что могло бы заслонить своим величием свершения его знаменитого предшественника.
Еще одно важное конкурентное преимущество Валентины Матвиенко – за исключением Евгения Примакова у нее практически нет хороших друзей внутри московской элиты, и она не замечена в связях ни с одной противоборствующей группировкой. То есть она может быть тем компромиссным преемником, появление которого спасет всех остальных от братоубийственной войны за президентское кресло.
Единственная проблема – Валентина Матвиенко иногда увлекается формальными вещами. Например, она очень гордится тем, что за годы ее правления городской бюджет утроился, не думая при этом об эффективности расходования казенных средств. Она мечтает войти в историю как строительница первого в Петербурге небоскреба Газпрома, хотя, если башня все-таки будет построена, она изуродует ландшафт города и Северная столица исчезнет из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО. Пафосное возвращение Петербургу «федерального голоса», после выигрыша городским Пятым каналом пула федеральных частот, обернулось лишь тем, что позорище, которое раньше могли видеть в одном городе страны, теперь видят и в других.
Думаю, Валентина Ивановна разделяет мои мысли. В том смысле, что тоже считает себя неплохим и перспективным преемником. Ровно год назад «Новые известия» то ли в шутку, то ли всерьез написали про проект «Валентина Великая», подарив общественности прекрасную идею назначения петербургского губернатора новым президентом и сравнив ее с Екатериной II. В самом Петербурге Смольный никак эту тему не развивал и даже предпринимал более-менее вялые попытки прекратить ее обсуждение. Однако мысль о Валентине Великой явно запала в губернаторское сердце.
Начиная с этой весны, Валентина Матвиенко без видимых оснований стала развивать бешенную пиар-активность. Из многочисленных публикаций в СМИ горожане с интересом узнали, что по новейшим данным социологов рейтинг губернатора – 76% (злые языки утверждали, что на самом деле раза в два меньше). В конце мая, выступая перед депутатами, Валентина Матвиенко пообещала расселить все хрущевки и коммуналки и занималась этой важной социальной задачей все лето. Наконец, несмотря на то, что в марте, во время выборов в городской парламент, она наотрез отказалась войти в список «Единой России», сейчас она почему-то решила поиграть в большую политику и готова этот список возглавить.
Не уверен, конечно, всерьез ли Валентина Матвиенко рассчитывает стать преемником, но явно прилагает для этого все усилия. Мои грамотные знакомые, впрочем, огорчают меня и говорят, что по последним данным разведки все попытки петербургского губернатора пробиться в преемники резко пресекаются. Но я верю, что разведка ошибается. Нам, петербуржцам, конечно, очень жалко будет расставаться с замечательной Валентиной Ивановной. Но мы переступим через себя и поделимся ею со всеми остальными. Потому что — куда нам одним столько счастья?