Украина на финишной прямой
В Киеве финиширует внеочередная избирательная кампания: в эфире тесно от первых лиц, уличные бигборды обещают, призывают и предупреждают, депутаты «распущенной» Рады называют рекордные объемы партийной рекламы, аналитики подсчитывают стоимость предвыборных обещаний, а социологи констатируют, что «избиратель устал».
Что до предвыборных посулов, то, похоже, они находятся в обратной пропорции к рейтингам партий.
Обещания Партии Регионов стоят около 55 млрд гривен, БЮТ и НУНС (президентский блок «Наша Украина» и «Народная самооборона») «наговорили» соответственно на 95 и 105 миллиардов, коммунисты закладывают в социальные программы почти в три раза больше, а малые партии и вовсе не затрудняют себя подсчетами — так Блок Литвина намерен повысить стипендии студентам как минимум в 5 раз, а бюджетников приравнять к госслужащим со всеми причитающимися льготами и выплатами. Регионалы сосредоточились на детях и «молодых специалистах», бютовцы обещают в 2008-м отменить призыв (впрочем, все партии выступают за переход к профессиональной армии). НУНС предполагает до 2010 года решить проблемы с жильем для военных и существенно повысить выплаты многодетным семьям.
Программы практически совпадают, расходясь лишь в некоторых цифрах. Все партии обещают много хорошего, и так было всегда. Различия ищут (и не находят!) лишь политологи, программные цифры с реальным бюджетом пытаются свести экономисты (цифры не сходятся и даже более того — «Экономические известия» прогнозируют в 2008-м провал ряда нынешних бюджетных программ и увеличение госдолга до 3% ВВП).
Избирателя эти тонкости не занимают.
В последние дни перед голосованием вдруг оказалось, что все три партии – лидеры гонки практически сохранили свой электорат и рейтинги их мало отличаются от тех, что были зафиксированы на прошлых выборах. Регионалы говорят о 37%, но, кажется, реально набирают немногим больше 30%, бютовцы ставят перед собой цель набрать те самые «региональные» 30%, но набирают 20 с хвостиком, наконец, НУНС после бурного начала кампании к финишу приходит с 13%. Именно по этой причине близкие НУНСу социологические службы перестали публиковать рейтинги, а первый номер списка Юрий Луценко, кажется, все больше сил отдает виртуальной борьбе за место киевского мэра. Впрочем, одновременно он пытается таким образом оттянуть какое-то количество голосов у популярной в столице Юлии Тимошенко.
Итак, гарантированно в новый украинский парламент проходят три партии, и в ближайшие месяцы нас ждут долгие позиционные игры в «третьего лишнего». Коалицию, так или иначе, должны создать две партии из трех; президентская партия, как и в прошлый раз, наберет меньше всех, но уже сейчас понятно, что тактика НУНСа будет такой же, как полтора года назад: именно НУНС будет ставить условия «регионалам» и БЮТу. В свою очередь БЮТ запугивает собственный электорат и отчасти электорат Ющенко вероятной интригой и союзом НУНСа с «донецкими». Ющенко о чем-то «сурово предупреждает» Януковича и что-то смутное обещает Тимошенко.
А вот «регионалы» в самом деле оказались в сложной ситуации: они практически лишились союзников. В то, что социалисты Мороза пройдут в Раду, сегодня мало кто верит. Хуже того, нет вероятности, что заветный барьер преодолеют коммунисты. Зловредный «клон» — КПУ(о) — получила выигрышный первый номер в бюллетене, сама же КПУ по странному стечению обстоятельств – несчастливый 13-й. Коммунисты во всем винят «коварные технологии» БЮТа и вынуждены теперь доказывать свое первородство. «Наш избиратель – с плохим зрением, он часто не может сосредоточиться в этой большой простыне, – пожаловался журналистам Леонид Грач. – Первый номер будет иметь определенное психологическое значение, и человек может, не вникая, по ошибке, поставить крестик».
Если все сложится именно так, партия Януковича действительно останется один на один с «оранжевыми» и либо пойдет на сближение с либералами из президентского лагеря, либо окажется в оппозиции. В первом случае усилятся позиции правых при президенте, в самой же донецкой партии это будет означать ослабление Януковича и сосредоточение власти в руках спонсора Партии регионов Рината Ахметова.
Но все это произойдет (или не произойдет) после 30 сентября. На сегодняшний день главный вопрос, который мучит политиков, журналистов и просто наблюдателей: а куда, собственно, деваются те очки, которые не добирают лидеры, и кому достанутся потерянные голоса социалистов и коммунистов. Они растворятся в протестном голосовании «против всех»? Или их поделят между собой «политические карлики», малые партии – реальные или технические, их сегодня в Украине около десятка. Половина из них способна взять от полутора до двух процентов, партиям Витренко и Литвина на прошлых выборах не хватило нескольких десятых, короче говоря, они способны внести в сюжет неожиданные ходы. Настоящую интригу этой кампании все чаще видят в низком – 3-процентном — барьере и наличии всех этих «малых партий», которые, возможно, играют в собственный футбол и на других полях, зачастую играют исключительно между собой, однако задают определенные тенденции и влияют на расклады.
Так, показательна ситуация с радикальной парой Витренко vs Тягнибок, «откусывающей» несколько процентов у «регионалов», с одной стороны, и у «оранжевых» — с другой. Но интереснее другое: с некоторых пор ультранациональный лидер галицийских правых Олег Тягнибок стал переигрывать в эфире «нашу Наташу». Как-то так оказалось, что у маргинальной «Свободы» нашлись деньги на дорогой эфир, и теперь украинский политикум всем миром ищет таинственного «донатора». Но тенденцию видят в том, что украинские «ультра» на этих выборах «перетянули одеяло» у российских.
Среди украинских политических карликов есть потешные, вроде Михаила Бродского, играющего роль осла в собственном рекламном ролике на сюжет «Бременских музыкантов», или блока «КУЧМА», рассылающего избирателям оплаченные квитанции букмекерской конторы. Есть неизбежный майор Мельниченко с очередной порцией кассет. Все это может показаться пустым и бессмысленным. Однако смысл все же есть. Смысл, надо думать, в той самой непредсказуемости, которую вносит в «игру на троих», да и в целом в украинскую политическую жизнь, низкий проходной барьер и мерцание на уровне десятых долей процента. В конечном счете, лишь непредсказуемость позволяет большинству потенциальных избирателей сохранять какой-никакой интерес к политической игре.
Как бы там ни было, вчера агитация прекратилась, а ответы на вопросы мы получим в воскресенье, 30 сентября.
Киев