Список для плебисцита
Предстоящие парламентские выборы, по сути, приобретают плебисцитарный характер – «за» или «против» главного кандидата. Неудивительно, что от всех планов конструирования верхней части «единороссовского» избирательного списка в конце концов ничего не осталось, равно как и самой первой тройки, место которой занял единственный кандидат – настолько сакральный, что рядом с ним не могут стоять даже самые влиятельные партийные нотабли. Впрочем, это неудивительно – если «Единая Россия» является «инструментальной» партией, то она, как и подобает инструменту, может находиться только в одних руках.
Сказанное не означает, что при составлении списка не было своих интриг, хотя и носящих явно второстепенный характер. Начнем с того, что в список вошло абсолютное большинство губернаторов, включая и тех, кого эксперты уже и не надеялись в нем увидеть. Например, Сергей Катанандов из Карелии, которому, похоже, простили позапрошлогодний конфликт в подведомственной ему Кондопоге. Михаил Кузнецов из Псковской области – он не возглавил список «единороссов» на региональных выборах, и его невключение в федеральный список «Единой России» означало бы уже не желтую, а красную карточку. Еще одна небольшая неожиданность – в список вошел хакасский губернатор Алексей Лебедь, которому не так давно прочили скорую отставку (правда, он занял второе место в квоте, выделенной его республике).
Теперь о тех губернаторах, которых в списке нет. Предсказуемо отсутствие спешно исключенного из партии после афронта на мартовских выборах ставропольца Александра Черногорова – вместо него в бой против амбициозного мэра Ставрополя Дмитрия Кузьмина (возглавляющего местный список «эсеров») брошена тяжелая артиллерия в виде Сергея Шойгу. Нет архангельского губернатора Николая Киселева, вовлеченного в коррупционный скандал, а также его рязанского коллеги Георгия Шпака (список «Единой России» по Рязани возглавляет министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, которого считают возможным кандидатом на пост главы этого региона). Предсказуемо нет Мурата Зязикова – было бы странно, если бы он оказался в списке «партии власти», учитывая напряженную ситуацию в Ингушетии. Нет карачаевца Мустафы Батдыева – он так и не «восстановился» после драматической истории с расстрелом группы бизнес-конкурентов по приказу его зятя (хотя теперь уже и бывшего) Алия Каитова. Нет двух губернаторов, которых, несмотря на полную лояльность Кремлю, до сих пор числят по разряду «красных» – Николая Виноградова из Владимира и Николая Максюты из Волгограда. Нет Олега Чиркунова из Пермского края – вместо него баллотируется его предшественник Юрий Трутнев, который, как утверждают, в отличие от большинства «паровозов», примет депутатский мандат и может возглавить думский комитет по природным ресурсам.
Не вошли в список смоленский губернатор Виктор Маслов, глава Воронежской области Владимир Кулаков (оба они до прихода к руководству своими регионами были генералами ФСБ), Павел Ипатов из Саратовской области, Николай Шаклеин из Кировской области, а также глава республики Коми Владимир Торлопов, что несколько удивительно, если учесть его репутацию регионального «тяжеловеса». Равно не ожидалось отсутствие в списке пензенского губернатора Василия Бочкарева.
Список глав регионов, которых проигнорировала «Единая Россия», примечателен тем, что большинство его фигурантов – это «кандидаты на вылет», уже в ближайшее время имеющие реальные шансы расстаться со своими постами. Что касается губернаторов, которые прочно сидят в своих креслах, то определенную обиду может испытывать разве что Валентина Матвиенко. Ее долго уговаривали войти в «единороссовский» список, предлагая то ли лидерство в его питерской части, то ли даже «женское» место в первой тройке. Когда же губернатор дала свое согласие, то выяснилось, что первой тройки не будет. Поэтому первым номером по Петербургу станет лично председатель Госдумы, лидер думской «единороссовской» фракции и глава партийного Высшего совета в одном лице Борис Грызлов. В этой ситуации Матвиенко пришлось довольствоваться ролью «второй по Питеру» — не отказываться же от участия в списке, который возглавил лично президент.
Все «нотабли» депутатского корпуса сохранят свои мандаты, хотя некоторые из них и попали на довольно экзотические места в списке. Так Любовь Слиска баллотируется вдали от родного Саратова – в Кемеровской области, где она получила лишь четвертую позицию – правда, абсолютно проходную с учетом «путинского» фактора и первого места в этом региональном списке сверхпопулярного губернатора Амана Тулеева. Глава думского комитета по собственности Виктор Плескачевский вообще стал шестым в Челябинской области – но и это место можно считать практически гарантирующим депутатский мандат, с учетом того, что первые три кандидата (губернатор, гендиректор «Магнитки» и мэр Челябинска), скорее всего, в Думу не пойдут.Нет в списке бизнесмена Сулеймана Керимова, только недавно сменившего ЛДПР на более близкую к власти «Единую Россию». Партийцы не могли не прислушаться к государеву указанию относительно невключения в список миллиардеров (видимо, оно относилось персонально к Керимову) и расстались с этим кандидатом. Надо полагать, что избиратели, которые раньше либо не знали Керимова, либо воспринимали его только как персонажа из хроники происшествий, вряд ли обратят внимание на «потерю бойца».
В списке не так много звезд неполитической сферы, причем далеко не всегда они занимают ведущие места в своих регионах – представляется, что они вошли в список, скорее, по инерции. Так Алина Кабаева стала седьмой в татарстанской части списка; Ирина Роднина – пятой в омской; Владислав Третьяк – третьим в саратовской; Светлана Хоркина – третьей в белгородской; Антон Сихарулидзе – восьмым в петербургской. И это неудивительно. Административный ресурс губернаторов обеспечивает партии абсолютное большинство депутатских мандатов. Политический и имиджевый ресурсы Путина дают прекрасный шанс на конституционное большинство. Так что дополнительные ресурсы партии не слишком нужны.
Автор — заместитель генерального директора Центра политических технологий